Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Ерохина Сергея Александровича на решение Приволжского районного суда города Казани от 25 марта 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Ерохина Сергея Александровича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района в предварительном согласовании Ерохину Сергею Александровичу предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в аренду, выраженный в форме письма от 1 ноября 2018 года за N2123.
Обязать Палату имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района повторно рассмотреть заявление Ерохина Сергея Александровича от 27 сентября 2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с законом в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований Ерохина Сергея Александровича отказать.
В удовлетворении административного искового заявления Ерохина Сергея Александровича к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании бездействий, решения и возложении обязанностей по устранению нарушения прав отказать.
Выслушав административного истца Ерохина С.А. в поддержку апелляционной жалобы, изучив материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Ерохин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, об оспаривании решения и бездействия Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района и бездействия Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав.
В обоснование требований указал, что 27 сентября 2018 года он обратился в Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако письмом Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района от 1 ноября 2018 года N 2123 в удовлетворении его заявления было отказано со ссылкой на отсутствие отдельных документов и в связи с необходимостью обращения в уполномоченные органы. Полагал, данный отказ незаконным, препятствующим реализации его права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов. На основании изложенного просил суд признать незаконными решение Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме от 1 ноября 2018 года, бездействия Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района, выразившиеся в несовершении действий по обеспечению опубликования извещения о предоставлении земельного участка, бездействие Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в нерассмотрении заявления от 27сентября 2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности на эти органы принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и по совершению действий по обеспечению опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда, повторяя доводы административного иска. Дополнительно указывает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных им требований, поскольку он просил возложить на административных ответчиков обязанность по совершению конкретных действий, а именно принять решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, вместо этого суд обязал Палату имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района повторно рассмотреть его заявление от 27 сентября 2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, вновь установив муниципальному органу месячный срок с момента принятия судебного решения. Считает, что при необходимости он сам имел возможность повторно обратиться к административному ответчику с указанным заявлением. Обращает внимание на то, что суд не дал надлежащей правовой оценки бездействию второго административного ответчика - Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. Указывает, что обжалуемое решение нарушает его конституционное право на судебную защиту. Кроме того, его семья остро нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем испрашиваемый земельный участок необходим ему не для продажи, а для строительства дома для постоянного в нем проживания.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 27 сентября 2018 года Ерохин С.А. обратился в Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 999,01 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в аренду, без проведения торгов.
Решением Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района от 1 ноября 2018 года за N2123 ему в этом отказано с указанием на необходимость обращения в органы местного самоуправления с заявлением о выделении конкретного земельного участка при отсутствии права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Также административному истцу разъяснена возможность утверждения схемы расположения земельного участка при условии подачи в уполномоченные органы соответствующего заявления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления Ерохину С.А. земельного участка, поскольку данное решение было принято в отсутствие предусмотренных законом на то оснований, и привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Согласно пункту 2 статьи 10 и пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 указанного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 данного Кодекса.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, приведен в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 указанного Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как пояснил представитель административного ответчика в судебном заседании суда первой инстанции, основанием для отказа в предварительном согласовании испрашиваемого административным истцом земельного участка явилось то обстоятельство, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие его право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка без торгов, в пункте 40 которого предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления указанной государственной услуги, в соответствии с которым при обращении за получением государственной услуги заявитель представляет: решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если такое решение принято иным уполномоченным органом и выписку из Единого государственного реестра недвижимости об испрашиваемом земельном участке.
При этом выписка из Единого государственного реестра недвижимости об испрашиваемом земельном участке запрашивается органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, анализируя действующее законодательство и документы, представленные ЕрохинымС.А. при подаче заявления, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации, для отказа административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, без проведения торгов. Достоверных доказательств того, что имеются иные основания, препятствующие предварительному согласованию предоставления земельного участка, не представлены.
На этом основании отказ Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района в предварительном согласовании предоставления административному истцу земельного участка, выраженный в форме письма от 1 ноября 2018 года за N2123, правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, исходя из обстоятельств дела, а также положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 24 декабря 2018 года N4445, суд посчитал необходимым возложить на
Палату имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ЕрохинаС.А. в соответствии с законом.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается. При этом доводы апелляционной жалобы о том, что ЕрохинС.А. просил суд обязать административных ответчиков принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а не обязании их повторно рассмотреть указанное заявление, подлежат отклонению, поскольку суд не вправе подменять установленную законом процедуру предоставления земельного участка и предрешать вопросы, которые относятся к компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Оказывая в удовлетворении других требований административного истца суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения в контексте отсутствия у суда права предрешать существо решений, которые должны быть приняты муниципальным органом, равно как и вмешиваться в деятельность государственных органов, подменяя своими решениями уполномоченный орган.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление Ерохина С.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка должен был рассмотреть Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, куда им подано заявление, а не Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района, отклоняются судебной коллегией ввиду того, что согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, утвержденному Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 24 декабря 2018 года N4445, исполнителем муниципальной услуги является Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района, то есть именно на указанный орган возложена обязанность по рассмотрению подобных заявлений.
Учитывая все изложенное, судебная коллегия приходит к убеждению о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани от 25 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерохина Сергея Александровича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.