Раздольненского районного суда Республики Крым от 14.05.2019 года по делу N 12-4/2019,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. от 10.01.2019 года директор ООО "Заря" Алескеров Азад Магамед Оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО "Заря" Алескеров Азад Магамед Оглы обжаловал его в суд.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 14.05.2019 года по делу N 12-4/2019 (судья Абеляшева А.В.) постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. от 10.01.2019 года оставлено без изменений, жалоба директора ООО "Заря" Алескерова Азад Магамед Оглы оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, директор ООО "Заря" Алескеров Азад Магамед Оглы обратился с жалобой, в которой просит отменить решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 14.05.2019 года по делу N 12-4/2019 и прекратить производство по делу.
В судебном заседании, которое состоялось 10.07.2019 года, директор ООО "Заря" Алескеров Азад Магамед Оглы настаивал на удовлетворении жалобы, представители Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым возражали против отмены решения Раздольненского районного суда Республики Крым от 14.05.2019 года по делу N 12-4/2019.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 21.12.2018 года при проведении внеплановой выездной проверки ООО "Заря" было установлено, что ООО "Заря" на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью 1204982 кв.м, расположенном на территории Зиминского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, не проводится комплекс обязательных мероприятий по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативного воздействия, мероприятия по восстановлению плодородия почв вследствие чего происходит деградация земель сельскохозяйственного назначения, их истощение, нерациональное использование природного ресурса, что является нарушением требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", статей 11, 42 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", положений Федерального закона от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель", приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 4 мая 2010 года N 150 "Об утверждении порядка государственного учёта показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления 28.12.2018 года в отношении директора ООО "Заря" Алескерова Азад Магамед Оглы протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Заместителем начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. 10.01.2019 года вынесено постановление о привлечении директора ООО "Заря" Алескерова Азад Магамед Оглы к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Судья Раздольненского районного суда Республики Крым, оставляя без изменений постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. от 10.01.2019 года, исходил из того, что вина директора ООО "Заря" Алескерова Азад Магамед Оглы в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Однако, с указанными выводами судьи Раздольненского районного суда Республики Крым согласиться нельзя.
Ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, состоит в том, что виновный не выполняет установленные требования и не осуществляет обязательные мероприятия по улучшению, защите и охране земель от негативного воздействия.
На основании п.п. 1 п.1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из протокола об административном правонарушении, а также постановления заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. от 10.01.2019 года, директору ООО "Заря" Алескерову Азад Магамед Оглы вменено нарушение требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", что выразилось в не проведении комплексов обязательных мероприятий по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативного воздействия, мероприятий по восстановлению плодородия почв, вследствие чего происходит деградация земель сельскохозяйственного назначения, их истощение, нерациональное использование природного ресурса.
При этом ни протокол об административном правонарушении, ни постановление по делу об административном правонарушении не содержат в себе конкретного указания на то, какое именно требование и/или обязательное мероприятие по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на качественное состояние земель, не было выполнено директором ООО "Заря" Алескеровым Азад Магамед Оглы.
В судебном заседании 10.07.2019 года директор ООО "Заря" Алескеров Азад Магамед Оглы пояснил, что земельный участок, переданный ООО "Заря" на основании договора аренды для осуществления сельскохозяйственной деятельности, используется Обществом по целевому назначению, на данном земельном участке была проведена обработка сорняков гербицидами, были закуплены удобрения, сельхозтехника, то есть осуществлялась подготовка земельного участка к посеву льна.
В подтверждение своих доводов 18.12.2018 года директор ООО "Заря" Алескеров Азад Магамед Оглы представил в Службу по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым агрохимический паспорт земельного участка с кадастровым номером N, однако, данный паспорт при рассмотрении дела об административном правонарушении не был принят во внимание, а также не получил должной оценки судьей Раздольненского районного суда Республики Крым при рассмотрении дела N 12-4/2019.
Кроме того, судьей Раздольненского районного суда Республики Крым не дана надлежащая правовая оценка Актам об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений от 28 апреля 2018 года N 1, от 28 сентября 2018 года N 4, путевые листы тракторов, осуществлявших опрыскивание земельного участка в апреле 2018 года N 4 и в сентябре 2018 года N 13, товарные накладные по приобретению гербицидов и удобрений от 13 апреля 2018 года N 20, от 20 апреля 2018 года N 32, от 27 апреля 2018 года N 38, договор поставки химических средств защиты растений и/или агрохимикатов от 15 марта 2018 года, договор поставки нефтепродуктов от 12 января 2018 года, а также документы, подтверждающие приобретение сельхозтехники.
Вышеприведенные доказательства, представленные директором ООО "Заря" Алескеров Азад Магамед Оглы в ходе рассмотрения дела свидетельствуют о том, что последним осуществлялись необходимые мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативного воздействия, по восстановлению плодородия почв.
Материалы дела не содержат доказательств неосуществления директором ООО "Заря" Алескеров Азад Магамед Оглы обязательных мероприятий по сохранению почв и их плодородия, невыполнения требований, определенных законодательством Российской Федерации, что в конечном итоге привело к ухудшению качественного состояния земель.
Согласно письму Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 15/838 система обработки почвы "No-Till" подразумевает минимальную щадящую механическую обработку почвы с применением технологии, предусматривающей укрытие почвы измельченными остатками побочной продукции растениеводства с целью сохранения влаги, а также использование специальной техники, в том числе для посева сельскохозяйственных культур. Наличие на сельхозугодьях сорной растительности и большого скопления остатков растений может оказать негативное влияние на процесс осуществления посева семян, привести к низким показателям сбора урожая с единицы площади посева и нерентабельности производства, в связи с чем землепользователям требуется осуществлять гербицидный контроль, который происходит весной в фазу кущения культурных растений и при массовом появлении сорняков.
Применение признаков неиспользования земельных участков сельхозназначения, используемых правообладателями с применением технологии "No-Till", должно осуществляться с учетом особенностей данной технологии, которая не допускает зарастания сорной древесно-кустарниковой и травяной растительностью.
Согласно разъяснениям, данным ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" от 3 апреля 2019 года N 12/1-10/469, система земледелия "No-Till" (нулевая обработка почвы) - это технология сберегающего земледелия, при которой отсутствует какая-либо механическая обработка почвы, а растительные остатки остаются на поверхности почвы (кроме заделки семян на заданную глубину). Эта технология, особенно в первые годы освоения, предусматривает активный контроль засоренности посевов химическим методом. Для снижения численности сорняков во время вегетации полевых культур применяются гербициды общеистребительного действия (глифосаты) селективного направления. Для использования технологии "No-Till" поверхность почвы должна быть выравнена, на поверхности почвы находится мульчирующий слой из растительных остатков сельхозкультур, которые выращивались в предыдущие годы, наличие на поверхности почвы стерни полевых культур прошлых лет выращивания, отсутствие древесной и кустарниковой растительности, отсутствие карантинных и ядовитых растений, в свободный от основных культур период можно выращивать сельхозкультуры (промежуточные), покрывающие поверхность почвы.
Из имеющихся в деле фотоматериалов невозможно сделать однозначный вывод о том, что на фотографиях изображен именно земельный участок с кадастровым номером N, находящийся в пользовании ООО "Заря", при этом какие-либо ссылки на координаты, позволяющие определить местоположение изображенного земельного участка, в фототаблице отсутствуют.
Учитывая изложенное выше, становится очевидным, что материалы дела не содержат безусловных доказательств совершения директором ООО "Заря" Алескеров Азад Магамед Оглы административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное выше, постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. от 10.01.2019 года и решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 14.05.2019 года по делу N 12-4/2019 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ткаченко А.А. от 10.01.2019 года и решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 14.05.2019 года по делу N 12-4/2019 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении директора ООО "Заря" Алескерова Азада Магамеда Оглы прекратить в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.