Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Синани А.М. и Авериной Е.Г.
при секретаре Гамуровой М.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску Калачевой Елены Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным и возложении обязанности выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Уточнив исковые требования, Калачева Елена Ивановна обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении истцу досрочной пенсии по старости N от 20 ноября 2018 года; возложении на ответчика обязанности признать право истца на включение в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы с 09.09.2004 года по 04.09.2005 года, с 09.11.2005 года по 17.04.2007 года, с 19.05.2007 года по 31.12.2009 года в должности медсестры стационара; медсестры-анестезистки; сестры медицинской-анестезиста республиканского территориального Центра экстренной медицинской помощи; с 01.01.2010 года. по 13.03.2012 года, с 11.04.2012 года по 02.12.2017 года, с 17.02.1017 года по 31.12.2017 года в должности сестры медицинская-анестезиста отдела экстренной медицинской помощи и бригад постоянной готовности КРУ "Территориальный центр экстренной медицинской помощи службы медицинских катастроф"; периоды обучения на курсах повышения квалификации с 05.09.2005 года по 08.11.2005 года, с 18.04.2007 года по 18.05.2007 года, с 14.03.2012 года по 10.04.2012 года с расчетом пенсии по льготному исчислению: один год работы как один год и шесть месяцев; возложить на ответчика обязанность назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с 31.10.2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что истице необоснованно отказано в подсчете льготного стажа в кратном исчислении, чем нарушено ее право на получение досрочной страховой пенсии по старости.
2
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: признать незаконным и отменить решение пенсионного органа от 20 ноября 2018 года N; обязать пенсионный орган включить истице в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: периоды работы с 09.09.2004 года по 04.09.2005 года, с 09.11.2005 года по 17.04.2007 года, с 19.05.2007 года по 31.12.2009 года в должности медсестры стационара; медсестры-анестезистки; сестры медицинской-анестезиста республиканского территориального Центра экстренной медицинской помощи; с 01.01.2010 года. по 13.03.2012 года, с 11.04.2012 года по 02.12.2017 года, с 17.02.1017 года по 31.12.2017 года в должности сестры медицинская-анестезиста отдела экстренной медицинской помощи и бригад постоянной готовности КРУ "Территориальный центр экстренной медицинской помощи службы медицинских катастроф"; периоды обучения на курсах повышения квалификации с 05.09.2005 года по 08.11.2005 года, с 18.04.2007 года по 18.05.2007 года, с 14.03.2012 года по 10.04.2012 года с расчетом пенсии по льготному исчислению: один год работы как один год и шесть месяцев; обязать ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с 31.10.2018 года.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым ставит вопрос об отмене судебного решения с принятием нового решения об отказе в иске, указывая на то, что по нормам законодательства Российской Федерации спорные периоды не подлежат зачету в специальный стаж истицы в кратном исчислении; специальный стаж истицы составляет 27 лет 1 месяц 7 дней при необходимых 30 годах; основания дня начисления досрочной страховой пенсии по возрасту отсутствуют.
В заседание суда апелляционной инстанции явились истица и ее представитель.
Представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Истица и ее представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав истицу и ее представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в
3
том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить
решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Судом первой инстанции установлено, что Калачева Е.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 31 октября 2018 года обратилась 31 октября 2018 года в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 20 ноября 2018 года N истице было отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа.
В специальный стаж истицы ответчиком были включены в календарном исчислении периоды работы с 15.07.1986 года по 16.12.1987 года, с 20.12.1987 года по 05.07.1994 года в должности медсестры процедурной аллергологического отделения Крымской областной клинической больницы им. Н.А. Семашко; с 01.04.1999 года по 12.03.2002 года, с 12.04.2002 года по 08.09.2004 года в должности медицинской сестры терапевтического отделения ГБУЗРК "Крымский республиканский клинический госпиталь для ветеранов войны"; с 09.09.2004 года по 04.09.2005 года, с 09.11.2005 года по 17.04.2007 года, с 19.05.2007 года по 31.12.2009 года в должности медсестры стационара, медсестры -
4
анестезистки, сестры медицинской-анестезиста Республиканского территориального центра экстренной медицинской помощи; с 01.01.2010 года по 13.03.2012 года, с 11.04.2012 года по 02.12.2017 года, с 17.02.2017 года по 31.12.2017 года в должности сестра медицинской-анестезиста отдела экстренной медицинской помощи и бригад постоянной готовности КРУ Территориальный центр экстренной медицинской помощи службы медицины катастроф".
Из расчета специального стажа работы истца ответчиком были исключены спорные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации.
Вышеуказанные периоды работы истицы по осуществлению деятельности, связанной с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, внесены в трудовую книжку, и ответчиком не оспариваются.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, - положения ст.ст.6,15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
5
Согласно ст.6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 N 208-ФЗ208 "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет
6
в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч.ч.3,4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Соответственно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ в определении от 04.03.2004 г. N 81-0 право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность.
Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работникам лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
Согласно пп."н" п.1 Постановления Правительства РФ от 1 6.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов
7
работы (деятельности) дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебною иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должность: работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 3 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических, учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
8
В соответствии с Перечнем и Правилами исчисления периодов работы, дающих право досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781) правом на льготное исчисление стажа обладают медицинские сестры палатные и медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии лечебных учреждений.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464) предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно п.2 Постановления N 464 врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии и т.д, исчисление сроков выслуги производится в кратном исчислении, в соответствии с которым один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев работы.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" и постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", - применяются для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N1066 периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в выслугу лет в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а периоды работы после 01.11.1999 г. - в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066.
Указанные нормативные акты утратили силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, утвердившего Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж
9
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровье населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию, а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев.
Согласно п.2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, предусмотрено льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы), в частности, для медицинских сестер отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
Такое же исчисление специального стажа предусматривалось для медицинских сестер палатных, старших медицинских сестер, и медицинских сестер-анастезисток Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
П.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением указанных случаев применения льготного порядка исчисления стажа работы, к которым в том числе, относятся и лица, работавшие в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, где год работы засчитывается в казанный стаж работы как год и шесть месяцев. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Соответственно, льготный порядок исчисления стажа (один год работы в указанных должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев) установлен медицинским сестрам палатным (в том числе старшим медицинским сестрам-анестезистам отделений групп палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
10
Необходимым условием для включения оспариваемых периодов в стаж на соответствующих видах работ является занятость работника в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда.
Согласно п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, работ, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда, такое право имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как предусмотрено ч.1 ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, - основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как определено п.4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, - в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, - для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
11
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичные положения предусматривала также ст.122 КЗоТ Украины, действовавшая в периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации.
Судом первой инстанции исследованы все фактические обстоятельства, доводы и возражения сторон, представленные истицей документы и сделаны обоснованные выводы о том, что в спорные периоды истица работала медсестрой-анестезистом, медицинской сестрой-анестезистом, то есть была отнесена к среднему медицинскому персоналу, а также обучалась на курсах повышения квалификации с 05.09.2005 года по 08.11.2005 года, с 18.04.2007 года по 18.05.2007 года, с 14.03.2012 года по 10.04.2012 года по дисциплине "Анестезия и реанимация" с начислением заработной платы за периоды обучения.
Характер и периоды работы, дающей право на льготное исчисление стажа, обучение на курсах повышения квалификации подтверждены соответствующими справками о характере работы, содержание которых ответчиком не оспаривается.
Возражения апеллянта основаны на неправильном толковании правовых положений, подлежащих применению при разрешении спора.
Принимая во внимание то, что на день обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии с учетом спорных периодов специальный стаж составляет более 30 лет, право истицы на назначение досрочной страховой пенсии по старости является нарушенным и подлежит защите путем отмены обжалуемого решения пенсионного органа, включения в специальный стаж спорных периодов в льготном исчислении и назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку представленным истицей документальным данным и постановилзаконное и обоснованное решение.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.