Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Аврамиди Т.С.
судей Шестаковой Н.В. и Синани А.М.
при секретаре Николаевой А.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Крым" на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона в интересах Трыниной Натальи Владимировны к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Крым" о возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить недополученную пенсию,
УСТАНОВИЛА:
В марте 2019 года заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона в интересах Трыниной Натальи Владимировны обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Крым" о возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить недополученную пенсию.
Исковые требования мотивированы тем, что Трынина Н.В. является вдовой ветерана боевых действий в Демократической Республике Афганистан ФИО1, с 01.01.2015 года получает пенсию по потере кормильца.
Истица считает, что в соответствии с п. "г" ч.1 ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 военный комиссариат Республики Крым обязан производить в ее пользу выплату пенсии в повышенном размере путем повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 Закона РФ N4468-1.
07.02.2019 года Трынина Н.В. обратилась в военный комиссариат с заявлением, в котором, в том числе, просила о проведении перерасчета размера пенсионного обеспечения путем повышения размера пенсии по потери кормильца на 32%. Истице было отказано в перерасчете пенсии, поскольку требуемое ею повышение пенсии связано с личностью лица, которому выплачивается пенсия, и применяется непосредственно к самим ветеранам боевых действий, к которым заявитель не отнесена. Указанный отказ Трынина Н.В. считает незаконным, поскольку ответчиком нарушаются ее законные интересы.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат
2
Республики Крым" произвести Трыниной Н.В. перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца путем ее увеличения на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 Закона Российской Федерации N4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", начиная с 01.03.2019 года;
обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Крым" выплатить Трыниной Н.В. недополученную пенсию с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Крым" ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения об отказе в иске, считая, что судебное решение принято с нарушением норм материального права.
Апеллянт, в частности указывает на то, что, принимая обжалуемое решение, суд взял на себя функцию законодателя и фактически передал Трыниной Н.В, как члену семьи умершего военного пенсионера, по наследству личные заслуги умершего кормильца с правом на соответствующие повышение пенсии вне зависимости от заслуг самого члена семьи, что противоречит статье 45 Закона Российской Федерации N 4468-1, которая устанавливает повышения к назначенной пенсии только тем членам семьи погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами имеют соответствующий статус, предусмотренный указанной статьей (ветеранов войны, участников боевых действий и т.д.).
Трынина Н.В, как член семьи умершего военнослужащего льготной категории, не является участником боевых действий, а суд поставил ее в более привилегированное положение, по отношению к тем членам семей умерших кормильцев, которые сами имеют соответствующий статус.
В заседании суда апелляционной инстанции явился военный прокурор 309 военной прокуратуры гарнизона, действующий в интересах Трыниной Н.В.
Истица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат Республики Крым" в судебное заседание не явился, предоставив 25 июня 2019 года на
3
запрос Верховного Суда Республики Крым материалы личного дела ФИО1 N N а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истицы и представителя ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Заслушав военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, исходил из того, что повышение пенсии, установленное вышеуказанными нормами, производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца; суд пришел к выводу о том, что на основании пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N N Трынина Н.В. имеет
4право на перерасчет и повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32% за период не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, то есть с 01 марта 2019 года.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам процессуального и материального права.
Судом первой инстанции установлено, а также подтверждается материалами настоящего гражданского дела и материалами истребованного личного дела ФИО1 N N, что Трынин С.А. являлся ветераном боевых действий в Демократической Республике Афганистан.
Согласно свидетельству о браке серия N N от 11.01.1986г. Трынина Н.В. являлась женой
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии N N от ДД.ММ.ГГГГ
С 01.01.2015 года Трынина Н.В. состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Республики Крым и получает пенсионное обеспечение в виде пенсии по потере кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации N4468-1 от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, служб) в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" а также в соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2014 года N398-Ф3 "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту".
Пенсия по случаю потери кормильца исчислена Трыниной Н.В. из суммы денежного довольствия погибшего мужа ФИО1, а именно: оклада по воинской должности на день увольнения 24960,00 руб.; оклада по воинскому званию 11960,00 руб.; процентной надбавки за выслугу лет 40% в размере 14768,00 руб.; в общей сумме денежное довольствие составляет 51688,00 руб.
Указанное денежное довольствие было учтено военным комиссариатом при исчислении пенсии и определено с 01 февраля 2017 года в размере 72,23%, или в сумме 37334,24 руб.
Согласно пункту "а" статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 пенсия по случаю потери кормильца Трыниной Н.В. установлена в размере 40%, соответствующей суммы денежного
5
довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, а именно 37334,24 руб. х 40%, что составило с 01.01.2018г. 14933,70руб.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1.
Пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I (в редакции Федерального закона от 12 июня 2002 года N68-ФЗ) предусматривалось, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части 1 статьи 46 данного Закона.
Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в пункт "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 г, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Тем самым пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (статья 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам
6
их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на основании пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I истица имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32 % соответственно.
Довод апелляционной жалобы о том, что статьей Закона определен ограниченный круг лиц, имеющих право на получение пенсии в увеличенном размере, к которому не относятся члены семьи ветерана боевых действий, основан на ошибочном толковании норм законодательства и не может являться основанием к отказу в удовлетворении иска.
При рассмотрении спора судом были учтены положения пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в соответствии с которыми перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Доводы апелляционной жалобы по существу спора являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана правильная правовая оценка представленным доказательствам, выводы суда соответствуют нормативным требованиям, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает правовых оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Крым" без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.