Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р,
рассмотрела в порядке упрощённого (письменного) производства материалы по представлению прокурора города Алушты на определение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 марта 2019 года об отказе в удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному делу по административному иску прокурора города Алушты Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Алуштинскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Алушты Республики Крым, Управлению имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым о признании незаконными решения, постановления, а также действий органов местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Кучеренко Н.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
27 февраля 2019 года прокурор города Алушты Республики Крым, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным иском к Алуштинскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Алушты Республики Крым, Управлению имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым, в котором просит:
- признать незаконными и отменить п. 193-225 Приложения 1 к решению Алуштинского городского совета от 14.12.2018 N 47/173 "О внесении изменений и дополнений в решение Алуштинского городского совета от 29.05.2015 N10/61 "Об утверждении Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, предполагаемого к передаче в аренду";
- признать незаконным и отменить постановление Администрации город Алушты Республики Крым от 14.12.2018 N 2571 "О передаче имущества в аренду путем проведения торгов";
- признать незаконными действия Управления имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым, код ОГРН 1149102112301, местонахождение: 298516, Республика Крым, г. Алушта, пл. Советская, дом 1, выразившиеся в проведении на основании постановления Администрации город Алушты Республики Крым от 14.12.2018 N 2571 "О передаче имущества в аренду путем проведения торгов" открытого конкурса N29-2018 на право заключения договора аренды имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым;
- признать незаконным бездействие Администрации города Алушты Республики Крым, выразившееся в несоблюдении обязанностей собственника гидротехнических сооружений с кадастровыми номерами 90:00:000000:201, 90:00:000000:203, 90:00:000000:194 относительно их технического обслуживания, эксплуатационного контроля и текущего ремонта, обеспечения контроля (мониторинга) за показателями;
- обязать Администрацию города Алушты Республики Крым относительно гидротехнических сооружений с кадастровыми номерами 90:00:000000:201, 90:00:000000:203, 90:00:000000:194 устранить разрушения бетонных и железобетонных элементов бун, сформировать аварийный запас, предназначенный на случай своевременной ликвидации аварийной состояния сооружений инженерной защиты, обеспечить ведение контрольных наблюдений (мониторинг) за состоянием и работой сооружений - в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования административного иска мотивированы тем, что Администрацией города Алушты опубликовано извещение о проведении конкурса на право заключения договора аренды имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (48 лотов), на основании п. 193-225 Приложения 1 к решению Алуштинского городского совета от 29.05.2015 N 10/61 "Об утверждении Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, предполагаемого к передаче в аренду" и постановления Администрации город Алушты Республики Крым от 14.12.2018 N 2571 "О передаче имущества в аренду путем проведения торгов". Вместе с тем, гидротехнические сооружения морского побережья неразрывно связаны единым функциональным назначением с земельным участком под ними и водным объектом - Черным морем, доступ на который является общедоступным, что исключает возможность их передачи в аренду конкретному лицу. Фактическая передача спорных объектов в пользование на открытых торгах может привести как к незаконному ограничению доступа лиц к водному объекту, так и к риску возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, совместной проверкой с Ростехнадзором и Крымтехнадзором установлены нарушения при эксплуатации гидротехнических сооружений.
Одновременно в административном исковом заявлении заявлено о применении мер предварительной защиты. Определением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 февраля 2019 года в удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты отказано.
29 марта 2019 года прокурор города Алушты обратился в суд с ходатайством о применении мер предварительной защиты по административному путём запрета Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять государственную регистрацию вещных прав на объекты недвижимого имущества на основании договоров, заключённых по результатам открытого конкурса N29-2018 на право заключения договора аренды имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, проведённого на основании постановления Администрации города Алушты Республики Крым от 14 декабря 2018 года N2571 "О передаче имущества в аренду путем проведения торгов".
Ходатайство мотивировано тем, что территория ГТС является местом массового пребывания людей, проведения публичных мероприятий, оказания торговых и экскурсионных услуг жителям и гостям города, в связи с чем, реконструкция ГТС, которые является составной частью набережной, может привести к их разрушению и человеческим жертвам, в связи с необеспечением должных мер безопасности их нахождения на ГТС. Непринятие всех мер безопасности со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, что является недопустимым.
Определением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 марта 2019 года в удовлетворении заявления административного истца о применении мер предварительной защиты отказано.
Не согласившись с указанным определением суда, административным истцом подано представление, в котором просит его отменить.
Представление мотивировано тем, что суд первой инстанции не дана оценка доводам заявления относительно наличия в договорах, подлежащих заключению по результатам оспариваемого конкурса, обязанности выполнить конкурсные условия относительно проведения реконструкции гидротехнических сооружений, которые относятся к опасным производственным объектами и являются местом массового пребывания людей и проведения общественных мероприятий. Кроме того, без принятия мер предварительной защиты защита прав неопределённого круга лиц будет существенно затруднена, поскольку после государственной регистрации договоров для защиты прав неопределённого круга лиц необходимо оспаривать каждый конкретный договор аренды части ГТС.
Согласно части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Изучив материалы дела, обсудив доводы представления, проверив законность и обоснованность определения суда в соответствии с требованиями статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора города Алушты, суд исходил из того, что обстоятельств, свидетельствующих о существовании явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц либо невозможности или затруднительности их защиты без принятия заявленной меры предварительной защиты по административному иску, истцом не приведено и документально не подтверждено.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если: до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему (часть 4 статьи 85 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Также, в силу части 4 статьи 87 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть отказано, если основания для применения таких мер отсутствуют.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Так, в заявленном ходатайстве прокурор ссылается на то обстоятельство, что реализация заявленных конкурсных условий создаст угрозу возникновения ситуации чрезвычайного характера, связанной с незаконной реконструкцией гидротехнических сооружений, в связи с чем, имеется необходимость в применении заявленных мер предварительной защиты по административному иску.
Однако, доказательства заключения конкретных договоров аренды по результатам открытого конкурса N29-2018 с указанием вещных прав на конкретные определённые объекты недвижимого имущества, подлежащих регистрации в Государственном комитете по регистрации и кадастру Республики Крым, регистрацию которых и надлежит запретить, после чего и возможна реализация конкурсных условий, что и, как указано, создаст угрозу возникновения ситуации чрезвычайного характера, суду не представлены. Предметом оспаривания в рамках настоящего дела соответствующие договора не являются.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о существовании явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в защиту которых подано административное исковое заявление, до принятия судом решения по делу, либо невозможности или затруднительности их защиты в рамках заявленных исковых требований по административному делу, без принятия вышезаявленных конкретных мер предварительной защиты, административным истцом не приведено и документально не подтверждено.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления истца о применении меры предварительной защиты.
Доводы представления по существу сводятся к несогласию с выводами суда, указанными в определении.
Таким образом, оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется, представление удовлетворению не подлежит.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
определение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 марта 2019 года оставить без изменения, представление прокурора города Алушты - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.