Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Вольной Е.Ю., при секретаре Ефремовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП "Управление трамвая" об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры, по апелляционным жалобам представителя ответчика МУП "Управление трамвая" Сергеевой Е.В., представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ Прокопьевой И.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 марта 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к МУП "Управление трамвая" об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУП "Управление трамвая", выразившееся в нарушении требований о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры.
Обязать МУП "Управление трамвая" в срок до 01.07.2022 г. устранить нарушения ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов", а именно: привести в соответствие с требованием федерального законодательства транспортные средства - трамвайные вагоны: установить электронное табло для слабослышаших в целях дублирования информации в 32 трамвайных вагонах; обеспечить посадку в трамвайные вагоны и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно.
Заслушав доклад судьи Вольной Е.Ю, пояснения сторон, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие МУП "Управление трамвая", выразившееся в нарушении требований о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры; обязать МУП "Управление трамвая" в срок до 01.07.2019 г. устранить нарушения ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов", а именно: привести в соответствие с требованием федерального законодательства транспортные средства - трамвайные вагоны: установить электронные табло для слабослышащих в целях дублирования информации в 32 трамвайных вагонах; обеспечить посадку в трамвайные вагоны и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; обеспечить используемые для перевозки пассажиров транспортные средства надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; провести обследование транспортных средств и предоставляемых услуг с целью определения уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг, составить паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на то, что прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ с привлечением специалистов Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка соблюдения законодательства МУП "Управление трамвая" в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Бурятия к объектам транспортной инфраструктуры, в ходе которой были выявлены нарушения, об устранении которых просил истец.
Определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 04 марта 2019 г. производство по делу в части исковых требований об обеспечении используемых для перевозки пассажиров транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; проведения обследования транспортных средств и предоставляемых услуг с целью определения уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг, составления паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов, транспортных средств и предоставляемых услуг прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Сергеева Е.В. указывала, что МУП "Управление трамвая" использует в своей деятельности трамвайные вагоны с годами выпусков: "... " единиц 605 модели с 1986 г. по 1991 г. выпуска, "... " единиц 608 модели 1993 года выпуска; "... " единицы 608 модели 1998 года выпуска; "... " единиц 619 модели с 2004 г. по 2008 г. выпуска. Вмененные нарушения применимы только к новым или реконструированным, модернизированным объектам, которые на балансе предприятия отсутствуют. Также указывает, что транспортные средства не являются объектами социальной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель истца Сметанина И.Г, действующая на основании доверенности от 14 февраля 2019 г, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МУП "Управление трамвая" Сергеева Е.В, действующая на основании доверенности от 06.07.2018 г, исковые требования не признала, повторяя доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ Прокопьева И.В, действующая на основании доверенности от 10.04.2018 г, возражала против заявленных требований, считала, что требования являются неисполнимыми, переоборудовать все вагоны в парке невозможно, средств для модернизации или покупки новых вагонов в бюджете нет. Полагала, что истцом не доказан факт бездействия ответчика.
Районным судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Сергеева Е.В. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что МУП "Управление трамвая" не владеет объектами транспортной инфраструктуры. Обращает внимание суда на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 г..N419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о права инвалидов" положения части первой ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г..N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ, обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" применяются с 1 июля 2016 г..исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Суд установил, что в МУП "Управление трамвая" отсутствуют реконструированные и модернизированные вагоны, оборудованные специальными подъемными устройствами, однако обязал ответчика обеспечить посадку и высадку инвалидов-колясочников. Полагает, что решение является неисполнимым. Суд не определилобстоятельство, имеющее значение для дела - обеспечение доступности и безопасности инвалидов возможно в трамвайных вагонах, соответствующих техническим требованиям доступности и безопасности инвалидов (ГОСТ Р 51090-2017). Предприятие эксплуатирует пассажирские трамвайные вагоны соответствующие ГОСТу 8802-78.
Согласно ст. 5 вышеназванного Федерального закона от 01.12.2014 г..N419-ФЗ государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Деятельность по реконструкции или модернизации трамвайных вагонов не связана с деятельностью по перевозке пассажиров. Соответственно, расходы на оснащение трамвайных вагонов специальными подъемными устройствами, или приобретение новых трамвайных вагонов не включены в себестоимость цены (тарифа) на перевозку пассажиров, не относятся к расходам МУП "Управление трамвая". Автор жалобы также полагает, что суд неверно применил ч. 2 ст. 21.1 ФЗ от 08.11.2007 г..N259-ФЗ, поскольку данная норма обязывает владельцев объектов транспортной инфраструктуры, а не перевозчика обеспечить дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации в автомобильном транспорте. МУП "Управление трамвая" является перевозчиком, не эксплуатирует объекты транспортной инфраструктуры, при осуществлении деятельности использует городской наземный электрический транспорт, а не автомобильный.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г..Улан-Удэ Прокопьева И.В. просит решение суда отменить и оставить исковые требования прокурора без удовлетворения, ссылаясь на то, что на МУП "Управление трамвая" незаконно возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры, введенным в эксплуатацию до 01.07.2016 г, не прошедшим реконструкцию и (или) модернизацию, ссылаясь на судебную практику. Обеспечение доступности инвалидов осуществляется организациями исходя из финансовых возможностей. В нарушение установленного принципа судом не были исследованы финансовые возможности убыточного предприятия, а также то обстоятельство, что принятие подобного нарушения может повлечь не только значительные убытки для ответчика, но и более того, приостановку деятельности предприятия, поскольку в условиях финансовой необеспеченности невозможно будет эксплуатировать вагоны без специальных подъемных устройств. Обращала внимание суда на то, что закон не обязывает незамедлительно приспособить транспортные средства для пассажиров-инвалидов, закон предписывает обеспечить такую доступность по мере финансовых возможностей организации. В связи с чем, вывод суда об обязании в определенный срок обеспечить доступность, связан с неверным толкованием ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г..N181-ФЗ, без оценки финансовых возможностей предприятия, что является вмешательством в деятельность хозяйствующего субъекта и нарушением его прав. В связи с этим, автор жалобы полагает, что в действиях ответчика отсутствует совокупность условий, необходимых для признания бездействия незаконным, так как заявленные требования являются преждевременными. Невозможность полностью приспособить трамвайные вагоны с учетом потребностей инвалидов подтверждает письмо завода-изготовителя от 14.05.2018 г..N54-5/102.
Суд вправе обязать обеспечить условия доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Доказательств о согласовании Приказа Минтранса России от 01.12.2015 г..N347 с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения суду не представлено. При указанных обстоятельствах применение указанного Приказа Минтранса России от 01.12.2015 г..N347 является недопустимым.
В возражениях на апелляционные жалобы помощник прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Сметанина И.Г. полагала вынесенное решение законным и обоснованным, указывая, что доводы апелляционных жалоб несостоятельны и являлись предметом разбирательства в суде первой инстанции. Указала, что одновременно с направлением иска в суд, прокуратурой возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ в отношении директора МУП "Управление трамвая" ФИО1. Постановлением мирового судьи судебного участка N5 Октябрьского района г. Улан-Удэ от 04.02.2019 г. ФИО1 освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью, объявлено устное замечание. Не согласившись с постановлением судьи, прокурором внесен протест. Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 05.04.2019 г. постановление судьи отменено, производство прекращено в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. При этом суды согласились с позицией прокурора о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МУП "Управление трамвая" Сергеева Е.В. полагала, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушениями материального и процессуального права, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ Прокопьева И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, указала, что нормы, на которые ссылается прокурор в обоснование иска, применяются к вагонам, которые можно реконструировать, либо к вагонам, которые можно закупить. Трамвайные вагоны МУП "Управления трамвая" не приспособлены к реконструкции. В июне 2019 г. заключен контракт на поставку новых вагонов для муниципальных нужд с последующей передачей МУП "Управление трамвая", поставка 12 вагонов ожидается до ноября 2019 г.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Сметанина И.Г, прокурор Осипова А.М. возражали против доводов апелляционных жалоб, просили оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Красиков Н.М, представляющий интересы общества инвалидов, пояснил, что маломобильная часть населения достаточно большая, из них инвалиды-колясочники составляют около 3 000 человек, они все нуждаются в беспрепятственной к передвижению среде. На данный момент указанная категория людей пользуется либо частным транспортом, либо социальным такси, которого на всех не хватает. Низкопольные автобусы, закупленные в 2008 году, в настоящее время не используются в связи с их поломкой.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что проведенной проверкой прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ с привлечением специалистов Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проверки соблюдения законодательства МУП "Управления трамвая" в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Бурятия к объектам транспортной инфраструктуры, выявлены нарушения, а именно: вагоны 7 ед. не имеют возможности осуществить посадку в транспортные средства и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; не оснащены надписями, с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; вагоны 7 ед. отсутствует дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов зрительной и звуковой информации. МУП "Управление трамвая" в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг не провело обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг. Отсутствует паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг в нарушение требований п. 8 "Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи", утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 01.12.2015 г. N347.
Как следует из содержания обжалуемого решения, удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении на МУП "Управление трамвая" обязанности в срок до 01.07.2022 г. устранить нарушения ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов", суд первой инстанции, установив, что ответчику договором аренды предоставлен во временное владение и пользование за плату имущественный комплекс для осуществления пассажирских перевозок городским электрическим транспортом, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом, суд руководствовался ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", однако не учел, что имеющиеся во владении МУП "Управление трамвая" трамвайные вагоны, не являются вновь вводимыми в эксплуатацию или прошедшими реконструкцию, модернизацию объектами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 01 декабря 2014 года N419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов") федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов и средств.
Порядок обеспечения такого доступа в отношении других объектов урегулирован частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Как следует из материалов дела, МУП "Управление трамвая" эксплуатируются "... " трамвайных вагонов, "... " из которых, с учетом нормативного срока службы трамвайных вагонов - 16 лет, подлежат списанию (л.д. 16).
Данные трамвайные вагоны реконструкцию или модернизацию после 1 июля 2016 года не проходили.
Более того, согласно письму заместителя директора "Усть-Катавского вагоностроительного завода им С.М.Кирова" - филиала АО "ГКНПЦ им. М.В.Хруничева" от 14.05.2018 г, модернизация старых вагонов не дает экономического эфеекта, стоимость модернизации вагонов ориентировочно составляет 2/3 от цены новых вагонов. Предложено рассмотреть возможность приобретения трамвайных вагонов, разработанных с учетом требований ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (л.д. 12-13).
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на спорные правоотношения не распространяются, т.к. отсутствуют условия их применения.
Для удовлетворения требований о признании бездействия МУП "Управление трамвая" незаконным у суда первой инстанции оснований также не имелось, поскольку вопреки доводам истца, МУП "Управление трамвая" предпринимались меры для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры, что подтверждает вышеуказанное письмо от 14.05.2018 г. Более того, до ноября 2019 года ожидается поступление вагонов, которые соответствуют требованиям законодательства. С указанной целью был заключен контракт на поставку вагонов.
Поскольку предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований прокурора в том виде, в каком оно было заявлено - посредством возложения на ответчика обязанности устранить нарушения ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов", у суда первой инстанции не имелось, в удовлетворении требований прокурора следовало отказать.
Отменяя в полном объеме решение суда первой инстанции, судебная коллегия полагает возможным в соответствии со статьей 328 ГПК РФ принять по делу новое решение, которым по изложенным выше основаниям в удовлетворении требований прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ, в интересах неопределенного круга лиц, к МУП "Управление трамвая" об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 марта 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП "Управление трамвая" об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры отказать.
Председательствующий: В.А.Иванова
Судьи: Ц.В.Дампилова
Е.Ю.Вольная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.