Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Вольной Е.Ю., при секретаре Мархаевой С.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копытина А.В. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании за ним права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета с даты постановки на учет, по апелляционной жалобе истца Копытина А.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 марта 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Копытина А.В. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании за ним права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий, по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 08.02.2005 г, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вольной Е.Ю, пояснения представителя ответчика Жанчибон С.Б, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Копытин А.В. просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" с даты постановки на учет - 08.02.2005 г.
Исковые требования мотивировав тем, что он является ветераном боевых действий, поскольку в период с 20.12.1994 г. по 31.08.1996 г. проходил срочную службу в войсковой части "... " МВД РФ, в период с 26.05.1995 г. по 19.10.1995 г. выполнял служебно-боевые задачи на территории Республики "... ". Копытин А.В. с 08.02.2005 г. состоит на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации муниципального образования г. Северобайкальск Республики Бурятия как ветеран боевых действий. В отделе социальной защиты населения Копытину А.В. пояснили, что у него не возникает право на обеспечение жилым помещением, поскольку удостоверение ветерана боевых действий получено только 01.02.2005 г. Однако, Копытин А.В. считает, что имеет право на получение меры социальной поддержки с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - с 08.02.2005 г.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
В суд первой инстанции истец Копытин А.В. не явился, был надлежащим образом извещен.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Казаков А.В. исковые требования не признал, поскольку истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 08.02.2005 г.
Представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, администрации МО "г. Северобайкальск" не явились, были надлежащим образом извещены. В отзыве на исковое заявление представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Районным судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Копытин А.В. просит решение суда отменить, в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что ранее ответчик не учитывал дату выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Кроме того, документы на выдачу удостоверения были получены Управлением по работе с личным составом МВД Республики Бурятия 31.12.2004 г.
В суд апелляционной инстанции истец Копытин А.В, представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, администрации МО "г. Северобайкальск" не явились, надлежащим образом извещены. Истец и представитель АМО "г. Северобайкальск" просили о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
С учетом надлежащего извещения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Жанчибон С.Б. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
На основании ст.ст. 2, 10 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище; жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого Перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены: "Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года".
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Из материалов дела следует, что в период с 26.05.1995 г. по 19.10.2015 г. Копытин А.В. выполнял служебно-боевые задачи в районе "ЧП" Республика "... " (запись в военном билете) (л.д. 12).
01.02.2005 г. Министерством внутренних дел Республики Бурятия Копытину А.В. выдано удостоверение ветерана боевых действий (л.д. 8).
С 08.02.2005 г. Копытин А.В. состоит на учете в муниципальном образовании "г. Северобайкальск" в качестве нуждающегося на получение жилья как ветеран боевых действий (л.д. 9).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, районный суд исходил из того, что право на получение в первоочередном порядке жилья ветеранами боевых действий поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ "О ветеранах" и обращения в компетентные органы до 01 января 2005 года с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О ветеранах" с предоставлением документа, подтверждающего данное право. Между тем, удостоверение было выдано истцу только 01.01.2005 г, следовательно, за Копытиным А.В. не может быть признано заявленное им право.
Судебная коллегия, соглашаясь в целом с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований, находит указанные выводы суда неверными в связи со следующим.
Согласно требований п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", Копытин А.В. относится к числу ветеранов боевых действий, что сторонами не оспаривалось.
При этом, законодатель не связывает наделение лица статусом ветерана боевых действий с выдачей удостоверения. Так, удостоверение является правоподтверждающим документом (п. 1 Инструкции). Таким образом, само по себе получение Копытиным А.В. удостоверения ветерана боевых действий после 01.01.2005 г. не является основанием для отказа в реализации Копытиным А.В. заявленного им права.
Однако, в данном случае, оснований для удовлетворения исковых требований о признании права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - 08.02.2005 г. не имеется, так как с учетом вышеприведенных положений, мера социальной поддержки в виде обеспечения Копытина А.В, как нуждающегося в улучшении жилищных условий жилой площадью в порядке, установленном Федеральным законом от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", вне зависимости от времени получения им соответствующего удостоверения о праве на меры социальной поддержки гарантируется Законом при условии постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г.
Тогда как Копытин А.В. встал на учет 08.02.2005 г.
Доказательств того, что Копытин А.В. предпринимал попытки постановки на учет ранее 08.02.2005 г, то есть до 01.01.2005 г. и ему было отказано в связи с отсутствием у него удостоверения ветерана боевых действий, материалы дела не содержат.
По этим же основаниям доводы апелляционной жалобы о получении Управлением по работе с личным составом МВД Республики Бурятия документов на выдачу удостоверения 31.12.2014 г. не влияют на существо решения суда первой инстанции и не ведут к его изменению либо отмене.
В апелляционной жалобе Копытина А.В. также содержатся и новые требования, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Поскольку приведенные апеллянтом обстоятельства представляют собой новые требования, которые в суде первой инстанции в установленном порядке не заявлялись, предметом судебного разрешения не являлись, они не могут быть предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения по доводам жалобы истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова В.А.
Судьи коллегии: Дампилова Ц.В.
Вольная Е.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.