Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Дампиловой Ц.В. и Чупошева Е.Н., при секретаре Долонове Ц-Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Соктоевой Н.Б. удовлетворить;
возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность предоставить вне очереди ребенку-инвалиду Соктоевой Н.Б, 05.06.2017 года рождения, по договору социального найма жилое помещение в черте городского округа "город Улан-Удэ", отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, на состав семьи в количестве 1 человек с учетом взрослого члена семьи.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Администрации г. Улан-Удэ, истец Соктоева Н.Б. в лице матери Соктоевой Г.Б. просила обязать ответчика во внеочередном порядке предоставить жилое помещение по договору социального найма в черте городского округа "город Улан-Удэ" на состав семьи 1 человек с учетом взрослого члена семьи.
Иск мотивирован тем, что несовершеннолетняя Соктоева Н.Б. является инвалидом, страдает хроническим заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, тем более, что она с матерью признана малоимущей, собственного жилья не имеют.
Определениями суда к участию в деле в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социальной защиты населения РБ и Правительство Республики Бурятия.
В судебное заседание законный представитель Соктоевой Н.Б. - Соктоева Г.Б. не явилась, просила дело рассмотреть ее отсутствие. Ее представитель по доверенности Балданова Ц.Д. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика Администрации г. Улан-Удэ и третьих лиц Министерства социальной защиты населения РБ и Правительства Республики Бурятия в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены.
Суд постановилвышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик -Администрация г..Улан-Удэ, ее представитель по доверенности Аюшеева Д.Н. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с неверным определением обстоятельств по делу и неправильным применением норм материального права, указывая на то, что поскольку истец состоит на учете для предоставления жилых помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонде РБ, то исковые требования подлежат удовлетворению за счет жилищного фонда РБ, тем более, что распоряжение Администрации Советского района г..Улан-Удэ от 14.03.2019 г..N193 в части постановки Соктоевой Н.Б. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом в государственном жилищном фоне РБ по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно", незаконным не признано. По мнению автора, исходя из системного толкования Жилищного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", Закона Республики Бурятия, следует, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005 г..подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта РФ. Апеллянт отмечает, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по двум категориям: для предоставления жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории: малоимущие; для предоставления жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде РБ как гражданин, страдающий тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Предоставление по категории "малоимущие" жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Иным категориям жилые помещения предоставляются в государственном жилищном фонде вне очереди. Таким образом, апеллянт полагает, что предоставление жилья категории граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, является полномочиями субъекта РФ. Данные полномочия не переданы в установленном порядке органам местного самоуправления.
В возражениях представитель истца Балданова Ц.Д. просит апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представитель истца по доверенности Балданова Ц.Д. возражала против отмены решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, несовершеннолетняя Соктоева Н.Б, 05.06.2017 г.р. и ее мать Соктоева Г.Б. зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу: "... ", который принадлежит на праве собственности Базаровой Ц.Х-В. Вместе с ними в жилом доме зарегистрированы еще 6 человек. Всего в указанной квартире зарегистрированы и проживают восемь человек. Несовершеннолетняя Соктоева Н.Б. с 20.02.2019 г... является "... ".
Распоряжением Администрации Советского района г. Улан-Удэ от 14 марта 2019 г. N... истец Соктоева Н.Б. и ее мать Соктоева Г.Б. поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории "малоимущие" с составом семьи 2 человека.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 4 ч. 1 ст. 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ Соктоева Н.Б, признанная малоимущей и состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. Ответчик как орган местного самоуправления, в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации обязан предоставить ей и ее матери жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Как усматривается из материалов дела, Соктоева Н.Б. встала на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Действительно, Закон Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусматривает постановку на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия гражданам, нуждающимся в жилом помещении, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Однако данный Закон не лишает истца права на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда по решению органа местного самоуправления в силу прямого указания ч. 3 и ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, так как предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
С учетом изложенного у администрации г. Улан-Удэ, вопреки доводам жалобы, имеется обязанность по предоставлению Соктоевой Н.Б. и ее матери жилого помещения по договору социального найма вне очереди в силу имеющегося у ребенка хронического заболевания, подпадающего под вышеуказанный Перечень.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение обязанности по предоставлению инвалидам, имеющим заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Апелляционная жалоба, в целом, не содержит доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 228 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: С.Д.Васильева
Судьи: Ц.В.Дампилова
Е.Н.Чупошев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.