ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 июля 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд РБ в составе судьи Захарова Е.И.
при секретаре Свистунове А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-86/2019 по административному исковому заявлению Хабусовой Валентины Григорьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ об установлении кадастровой стоимости здания в размере, равном рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
20 мая 2019 года в Верховный Суд РБ поступило административное исковое заявление Хабусовой В.Г. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном рыночной стоимости.
Административными ответчиками по делу являются Правительство РБ, Управление Росреестра по РБ, заинтересованным лицом - Администрация города Улан-Удэ.
Исковые требования, с учетом уточнения, мотивированы тем, что административный истец с... по... являлась собственником объекта недвижимости - здание магазина строительных материалов, площадью 3270, 4 кв.м, расположенного по адресу "... " с кадастровым номером "... ". Ранее данный объект принадлежал на праве собственности с... по... супругу ФИО1 Затем по праву наследования, в связи со смертью ФИО1, объект недвижимости с... был зарегистрирован за истцом. В период нахождения объекта недвижимости в собственности супруга, а также истца -... в единый государственный кадастр недвижимости была внесена информация об его кадастровой стоимости в размере 151114195 рублей, которая легла в основу определения налоговой базы для целей налогооблажения. Истец не согласен с величиной кадастровой оценки объекта недвижимости, внесенной и содержащейся в ЕГРН в период нахождения объекта в его собственности, поскольку рыночная стоимость, определенная на основании Отчета об оценке составляет 83677 000 рублей.
В судебном заседании административный истец Хабусова В.Г, ее представитель Бадмацыренов Б.В. административный иск, с учетом уточнения, поддержали.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Лубсанова О.Д. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Управления. Также указывает, что замечаний к отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка не имеет.
Представители Правительства Республики Бурятия, Администрации города Улан-Удэ в суд не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Государственной кадастровой оценке посвящена глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен ст.24.18 данного Федерального закона.
Согласно части 2 данной статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно части 3 данной статьи для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В части 4 данной статьи указано, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Часть 11 данной статьи предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В пункте 6 данного Постановления указано, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Как усматривается из материалов дела, налоговая база по налогу на имущество физического лица в отношении нежилого помещения, принадлежавшего заявителю на праве собственности, определяется исходя из его кадастровой стоимости. Выбранный заявителем способ защиты нарушенного права соответствует действующему законодательству.
Судом при рассмотрении дела установлено, что спорным объектом недвижимости - зданием магазина строительных материалов, площадью 3270,4 кв.м, расположенного по адресу "... "А в период с... по... владел супруг административного истца - ФИО1 С... в связи со смертью ФИО1, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, собственником указанного помещения стала Хабусова В.Г, которая владела им до...
Согласно Постановлению Правительства РБ от 03.10.2012 г. N 576 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории РБ" с 23 ноября 2011 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости составляет 151114195 рублей 46 копеек.
Из представленных налоговых уведомлений, справки о состоянии расчетов по налогам и сборам следует, что на момент рассмотрения дела у Хабусовой В.Г. имеется задолженность по налогу на имущество, по спорному помещению в общей сумме 717 793 рубля, из которых за 2015 год задолженность составляет 264450 рублей, за 2016 год 453343 рубля.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 16 от 19 апреля 2019 года (далее - отчет), выполненный ООО "ЭкспертЪ -Оценка".
Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Бурятия, провел анализ рынка коммерческой недвижимости города Улан-Удэ, исследовал объем предложений объектов продажи недвижимости, а также ценообразующие факторы.
Оценщик использовал информацию газет "Все для Вас", Интернет ресурсы.
В соответствии с главой 3 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 297 от 20 мая 2015 года, оценщик при проведении оценки использовал метод сравнительного подхода. Выбор указанного метода подхода к оценке подробно мотивирован в отчете.
По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 23 ноября 2011 года равна 86677 000 рублей.
Оценивая отчет по правилам статей 82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку оценка проведена оценщиком, имеющим специальное образование и квалификацию, являющимся действительным членом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков". В отчете имеются сведения о наличии у оценщика страхового полиса ООО Страховая компания "Гелиос", действующего с 21 января 2019 года по 20 января 2020 года. Оценщик является членом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков".
Оснований не согласиться с указанным отчетом у суда нет, так как проверив приведенный отчет оценщика, не содержащего в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд находит его соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Возражений против отчета от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Таким образом, требование об установлении ставшей архивной кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости подлежит удовлетворению.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано следующее разъяснение.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Хабусовой Валентины Григорьевны удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания магазина строительных материалов, площадью 3270, 4 кв.м, кадастровый.., расположенном по адресу "... " равной его рыночной стоимости по состоянию на... в размере 83677 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать...
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято...
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.