Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В. и Зайцевой О.А.
при секретаре Чапиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Шумилина ФИО13 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Владивостока, Управлению Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю о признании незаконными решений по апелляционной жалобе административного истца на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 25 апреля 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя административного истца Шашиной С.В, представителя ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока Цицилиной И.А, представителя УФНС России по Приморскому краю Лындиной М.И, судебная коллегия
установила:
Шумилин В.Ю. обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование требований указал, что в 2015 году по договору купли-продажи приобрел земельный участок площадью 4900 кв.м, расположенный по адресу: г. "адрес", который в 2016 году был разделен на несколько участков меньшей площадью, о чем в Управлении Росреестра сделаны соответствующие записи и ему выданы свидетельства о государственной регистрации права от 02.03.2016, где документом-основанием указан договор купли-продажи от 2015 года. Два земельных участка, образованных после раздела, были истцом проданы в 2017 году. Поскольку первоначальное право собственности на спорные земельные участки возникло у Шумилина В.Ю. в 2015 году, по строкам 010, 030 стр. 003 декларации формы 3-НДФЛ за 2017 год им был отражен доход, в том числе, от продажи двух земельных участков не по кадастровой стоимости, а по цене, указанной в договоре купли-продажи - в сумме 1 930 000 руб.
21 сентября 2018 года ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока принято решение N N о привлечении Шумилина В.Ю. к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ по форме 3-НДФЛ за 2017 год. Налоговый орган полагает, что право собственности на проданные земельные участки у истца возникло в 2016 году, поэтому и рассчитали НДФЛ с учетом кадастровой стоимости этих земельных участков. Указанным решением применено наказание в виде доначисления НДФЛ, пеней и налоговых санкций, штрафа на общую сумму 442 134,87 руб, в том числе: налог (НДФЛ) в сумме 363 528 руб, пени в сумме 5 901,27 руб, налоговые санкции в сумме 72 705,60 руб.
Решением УФНС России по Приморскому краю от 24 декабря 2018 года N N жалоба Шумилина В.Ю. удовлетворена в части НДФЛ в размере 2600 руб. и налоговых санкций в размере 36 612,60 руб. В остальном требования оставлены без удовлетворения. Полагает ошибочными выводы административных ответчиков о том, что право собственности на земельные участки возникло у Шумилина В.Ю. в 2016 году, поскольку после раздела земельного участка на части собственник недвижимого имущества не поменялся. Просит признать и отменить решение ИНФС России по Фрунзенскому району г. Владивостока от 21.09.2018 N N о привлечении к ответственности за совершение налогового эавонарушения в редакции решения УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2018 N N
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представители ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока и УФНС России по Приморскому краю в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционной жалобе Шумилин В.Ю. просит отменить решение как незаконное.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
Таких оснований судом первой инстанции не установлено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Шумилину В.Ю. на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 4900 кв.м, с кадастровым номером N, адрес (местонахождение) объекта: Приморский край, г. "адрес" что подтверждается выпиской из ЕГРП от 22 июня 2015 года.
В 2016 году административным истцом земельный участок площадью 4900 кв.м. с кадастровым номером N разделен на несколько земельных участков, в том числе: с кадастровым номером N, площадью 1790 кв.м.; с кадастровым номером N, площадью 2000 кв.м, расположенных по адресу: Приморский край, г. "адрес" о чем в ЕГРП сделаны записи регистрации от 02.03.2016 N N
Согласно договору купли-продажи от 30.05.2017, заключенному между Шумилиным В.Ю. и Слыщенко Н.Н, земельный участок общей площадью 1790 кв.м. с кадастровым номером N продан покупателю. Согласно пункту 3 договора земельный участок оценен сторонами в 950000 рублей.
В соответствии с договором купли-продажи от 13.12.2017, заключенным между Шумилиным В.Ю. и Калиниченко П.Н, земельный участок общей площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером N продан покупателю. Согласно пункту 2.1 договора земельный участок оценен сторонами в 980000 рублей.
12 апреля 2018 административным истцом в ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока подана декларация по НДФЛ за 2017 год, в которой сумма полученного дохода от продажи двух земельных участков с кадастровыми номерами N указана в размере 1 930 000 рублей. Сумма имущественного налогового вычета в общем размере 980 000 руб, НДФЛ за 2017 год составил 123 500 рублей.
По результатам проведенной ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока камеральной проверки установлено, что административным истцом при исчислении суммы НДФЛ, исходя из стоимости земельных участков, отраженной в договорах купли продажи, в нарушение п. 5 ст. 217.1 НК РФ занижена величина налоговой базы и, соответственно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в размере 363 528 рублей, что подтверждается актом налоговой проверки N N от 26.07.2018.
21 сентября 2019 ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока принято решение N N о привлечении к Шумилина В.Ю. к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, с доначислением 442 134,87 рублей, в том числе: НДФЛ - 363 528 рублей, пени в размере 5901,27 рублей, штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 72 705,60 рублей.
Решением УФНС России по Приморскому краю от 24 декабря 2018 года N N апелляционная жалоба Шумилина В.Ю. удовлетворена в части. Решение от 21.09.2018 N N отменено в части штрафных санкций, начисленных по п.1 ст. 122 НК РФ, в размере 36 612,60 рублей, доначисленной суммы НДФЛ в размере 2600 рублей, а также соответствующих сумм пени.
Решением ФНС от 07 марта 2019 года N N жалоба Шумилина В.Ю. оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении административного иска об оспаривании решений налогового органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения вынесены в рамках компетенции государственного органа, в установленном законом порядке, с учетом всех обстоятельств дела, и прав Шумилина В.Ю. не нарушают.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Согласно п. 2 ст. 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4).
Из п. 5 ст. 217.1 НК РФ следует, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382- Федерального Закона "О внесений изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения пункта 6 статьи 210. пункта 17.1 статьи 217. статьи 217.1 и подпункта 1 пункта 2 статьи 220 части второй Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 382-Ф3) применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Поскольку при разделе земельного участка возникают новые объекты права собственности, которым присваиваются новые кадастровые номера, а данный объект прекращает свое существование, срок нахождения в собственности образованных при таком разделе земельных участков для целей исчисления и уплаты НДФЛ следует исчислять с даты регистрации вновь образованных земельных частков в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, поскольку земельные участки, образованные в 2016 году в результате раздела исходного земельного участка, и реализованные административным истцом по договорам купли-продажи в 2017 году, после регистрации на них права собственности находились в собственности административного истца менее минимального предельного срока (пять лет) владения объектами, то полученные от их продажи доходы не подлежали освобождению от налогообложения.
С учетом того, что налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано после 01.01.2016 года определяется с учетом особенностей, установленных ст.217.1 НК РФ, налоговый орган в ходе камеральной проверки верно установил, что Шумилин В.Ю, исчисляя сумму НДФЛ исходя из стоимости земельных участков, отраженной в договорах купли-продажи, в нарушение п.5 ст.217.1 НК РФ, занизил величину налоговой базы, и соответственно, сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в размере 363528 рублей.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2017 года составила 3 188 920,80 рублей, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2017 составила 3 563 040 руб.
Исходя из указанных обстоятельств налоговым органом законно доначислен НДФЛ за 2017 год, а также пени и штрафы, при этом, учтены смягчающие ответственность обстоятельства со снижением размера санкций.
Доводы апелляционной жалобы о том, что если срок нахождения проданных земельных участков в собственности истца необходимо учитывать с даты регистрации вновь образованных земельных участков, то и стоимость данных участков необходимо исчислять на эту же дату, несостоятельны, поскольку противоречат положениям п.5 ст.217.1 НК РФ, из которой следует, что при указанных обстоятельствах учитывается кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности объекта.
Доводы жалобы о том, что давая оценку обжалуемым решениям налоговых органов судом учитывались только полученные истцом доходы, и не были учтены расходы административного истца на основании ст.220 НК РФ, не свидетельствуют о незаконности решения суда и оспариваемых решений, поскольку при проведении камеральной налоговой проверки при изменении стоимости земельных участков на кадастровую, расходы, указанные истцом в декларации за 2017 год были учтены. Само по себе изменение стоимости земельных участков, которая была указана в договоре купли-продажи, на кадастровую стоимость не повлекло увеличение расходов.
Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шумилина ФИО14 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.