Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова Н.А,
судей
Лиджиева С.В. и Цакировой О.В.
при секретаре Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авдиенко М.М. к Администрации г. Элисты об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по апелляционной жалобе истца Авдиенко М.М. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 08 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В, объяснения представителя истца Авдиенко Е.М, поддержавшего жалобу, возражения представителя ответчика Авдиенко А.М. Химиной О.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
установила:
Авдиенко М.М. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
В связи с длительным отсутствием сведений о его брате - А.В.М, проживавшем по адресу:"... ", 4 декабря 2018 года была вскрыта его квартира. В квартире был обнаружен трупА.В.М.Согласно судебно-медицинской экспертизе установлена предположительная дата смертиА.В.М. - март 2017 года. После смерти брата открылось наследство в виде указанной квартиры. Супруги, детей у умершего не было. Истец является наследником по закону второй очереди. В связи с пропуском установленного законом шестимесячного срока для принятия наследства, нотариус отказал ему в выдаче свидетельства о праве на наследство. При непосредственном участии его сына - Авдиенко Е.М, им были организованы похороны брата, оплачены счета по коммунальным услугам, ремонту и содержанию дома. Просил суд признать его фактически вступившим в наследство в виде однокомнатной квартиры, общей площадью 32,03 кв.м, расположенной по адресу:"... "; признать его принявшим наследство, открывшееся после смерти братаА.В.М, признать за ним право собственности в порядке наследования на наследуемое имущество.
Определениями Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 марта 2019 года и 08 апреля 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Авдиенко В.М, Авдиенко А.М, и Сорокина В.М. - братья и сестра наследодателя.
В судебное заседание Авдиенко М.М. не явился. Его представитель Авдиенко Е.М. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил суду о том, что Сорокина В.М. не будет отказываться от принадлежащей ей доли в наследстве.
Авдиенко В.М. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что также имеет притязания на наследственное имущество.
Авдиенко А.М. в судебное заседание не явился. Его представитель Химина О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что её доверитель имеет притязания на наследственное имущество.
Сорокина В.М. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель Администрации города Элисты в судебное заседание не явился. О дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 08 апреля 2019 года заявление Авдиенко М.М. удовлетворено частично.
Признан факт принятия Авдиенко М.М. наследства, открывшегося после смерти брата А.В.М, умершего в марте 2017 года в г. Элисте Республики Калмыкия, в виде квартиры, расположенной по адресу: "... ".
Признано право собственности Авдиенко М.М. на 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу: "... ".
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Авдиенко М.М. просил отменить решение суда в части отказа в признании за ним права собственности на всю квартиру, принять новое решение, удовлетворив исковые требования о признании за истцом права собственности на всю однокомнатную квартиру, общей площадью 32,03 кв.м, расположенную по адресу: "... ", по следующим основаниям. Суд принял противоречивое решение, признав за ним факт принятия наследства и право собственности на 1/4 доли наследства, неправильно применив нормы материального закона. То основание, что другие наследники имеют правопритязания на наследственное имущество, не имеет для разрешения спора правового значения. Наследники - соответчики по делу Авдиенко В.М, Авдиенко А.М. и Сорокина В.М. - не реализовали в установленный законом 6-месячный срок свое право на вступление в наследство путем подачи либо встречного, либо самостоятельного иска, несмотря на то, что им было известно о дне смерти их брата А.В.М. еще 04 декабря 2018 года, причин уважительности пропуска пресекательного срока ни одним из ответчиков не представлено. Ответчиками не предпринимались действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. При доказанности всех подлежащих установлению обстоятельств вступления и фактического принятия истцом наследственного имущества и отказа ответчиков в реализации своего права на вступление в наследство, за истцом должно быть признано право собственности на все имущество, принадлежавшее наследодателю, а именно на указанную квартиру.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений.
С учетом названных положений процессуального закона и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости в интересах законности выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд, руководствуясь статьями 1111, 1142, 1143, пунктом 1 статьи 1152, пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Авдиенко М.М. фактически принял наследство после смерти умершего в марте 2017 года брата А.В.М. в виде указанной квартиры. О смерти брата узнал 04 декабря 2018 года, с иском о признании фактического вступления в наследство обратился 18 февраля 2019 года. Причину пропуска срока для принятия наследства суд признал уважительной. Поскольку на спорное имущество имеют правопритязания и другие наследники - Авдиенко В.М, Авдиенко А.М, Сорокина В.М, суд признал за истцом в порядке наследования право собственности на 1/4 доли указанного наследства.
С такими выводами суда согласиться нельзя ввиду их несоответствия положениям материального закона и фактическим обстоятельствам дела.
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством.
В соответствии со статьями 1111, 1113, 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место тогда, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Наследство открывается со смертью гражданина. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Согласно статье 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные братья и сестры наследодателя.
Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется, во-первых, подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Во-вторых, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (пункт 1 статьи 1152, абзац 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1154, пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
По пункту 2 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято наследником по истечении срока, установленного для его принятия, без обращения в суд при условии согласия в письменной форме на это всех остальных наследников, принявших наследство.
Как видно из материалов дела, А.В.М. умер в марте 2017 года. После его смерти открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: "... ". Супруги и детей у него не было. Завещание им не составлялось.
Его наследниками по закону являлись его родные братья и сестра Авдиенко М.М, Авдиенко В.М, Авдиенко А.М, Сорокина В.М. О его смерти им стало известно 04 декабря 2018 года.
В силу вышеизложенных правовых норм наследство открыто в марте 2017 года. Следовательно, срок для его принятия - шесть месяцев - по сентябрь 2017 года. Действия по принятию наследства любым из установленных законом способов должны были быть совершены в указанное время.
Представитель истца Авдиенко Е.М. пояснил, что он оплатил все расходы наследодателя по оплате коммунальных услуг, ремонту и содержанию квартиры в декабре 2018 года. Все это свидетельствует о фактическом принятии его отцом наследства после смерти его брата А.В.М.
Судебная коллегия считает, что, поскольку указанные действия совершены за пределами установленного законом срока для принятия наследства, то наследник вправе обратиться в суд для принятия наследства с требованием о восстановлении указанного срока, предоставив сведения об уважительности причин пропуска этого срока.
Как видно из дела, Авдиенко М.М. пропустил срок для принятия наследства после смерти его брата А.В.М. Требование о восстановлении пропущенного срока в установленном законом порядке он не заявлял, заявив лишь требование об установлении факта принятия им наследства и о признании за ним права собственности на наследство.
Суд первой инстанции вынес суждения по установлению факта принятия наследства, признании права собственности на имущество в порядке наследования, не разрешив вопрос о пропуске истцом срока для принятия наследства.
Поскольку требования об установлении факта принятия наследства не подлежали удовлетворению, то, следовательно, не подлежали удовлетворению и требования о признании права собственности истца на наследственное имущество.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводам о том, что решение суда противоречит изложенным требованиям материального закона, защита прав и законных интересов сторон по делу реально не осуществлена, а право на судебную защиту, гарантированное каждому положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, нарушено.
Таким образом, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Авдиенко М.М.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 08 апреля 2019 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Авдиенко М.М. к Администрации г. Элисты об установлении факта принятия наследства, открывшегося после смерти А.В.М, умершего в марте 2017 года в г. Элисте, в виде квартиры, расположенной по адресу: "... ", признании права собственности Авдиенко М.М. на указанную квартиру в порядке наследования отказать.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи С.В. Лиджиев
О.В. Цакирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.