Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Васляева В.С. и Кутлановой Л.М,
при секретаре Шургаевой Л.Н,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Утигеновой Ж.И. к Правительству Республики Калмыкия о признании действий незаконными по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 апреля 2019г.
Заслушав доклад судьи Кутлановой Л.М. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Утигенова Ж.И. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В марте 1995г. жилое помещение Утигеновой Ж.И. по адресу: "Данные изъяты" попало под затопление водами Каспиского моря, в результате чего она и члены ее семьи включены под N "Данные изъяты" в Список на получение государственного жилищного сертификата, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 июля 2000г. N 178. До настоящего времени Утигенова Ж.И. государственный жилищный сертификат, жилье по программе "Юг России", денежную компенсацию на приобретение жилья не получила. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997г. N 576 и указания МЧС России от 17 ноября 1999г. комиссией МЧС России проведена проверка использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий стихийного бедствия, полученных Правительством Республики Калмыкия в 1995-1999г.г. Данная комиссия МЧС России сделала выводы, что финансовые средства, полученные из резервного фонда, использованы не по целевому назначению, поэтому МЧС России были против выделения для них (в том числе Утигеновой Ж.И.) дополнительных жилищных сертификатов из средств резервного фонда. Утигенова Ж.И. обратилась в Элистинский городской суд Республики Калмыкия с иском в порядке гражданского судопроизводства о выдаче государственного жилищного сертификата в связи с лишением жилья в результате стихийного бедствия. Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июня 2017г, вступившим с законную силу, в иске Утигеновой Ж.И. отказано. Просит признать незаконными действия Правительства Республики Калмыкия в части нецелевого расхода резервного фонда по ликвидации стихийного бедствия в результате наводнения водами Каспийского моря в марте 1995г, что повлекло нарушение прав Утигеновой Ж.И. в выделении жилищных сертификатов, получения жилья, выплаты денежной компенсации за утраченное жилье.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 апреля 2019г. в удовлетворении административного искового заявления Утигеновой Ж.И. отказано.
В апелляционной жалобе Утигенова Ж.И. просит решение Элистинского городского суда отменить как незаконное. Не согласна с выводами суда о нарушении ею срока обращения в суд с административным исковым заявлением, исчисленного судом первой инстанции с момента вынесения решения Элистинского городского суда РК от 15 июня 2017г. Указывает на то, что архивную справку - доклад МЧС России от 27 ноября 1999г. с информацией о нецелевом использовании резервного фонда по ликвидации стихийного бедствия в результате наводнения водами Каспийского моря в марте 1995г. ее представитель получил из БУ "Национальный архив" 14 июня 2018г. Судом было исследовано письмо от 14 декабря 1999г. за исх. N 5160-П для Правительства РФ, где было указано, что МЧС России не поддержало предложение о выделении дополнительных жилищных сертификатов для граждан Калмыкии по указанным основаниям. Данных доказательств на момент вынесения решения Элистинского городского суда РК от 15 июня 2017г. не было. О содержании указанных архивных справок Утигеновой Ж.И. стало известно только в начале ноября 2018г, после чего она сразу обратилась в Элистинский городской суд с исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства. Определением Элистинского городского суда РК от 26 ноября 2018г, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 25 декабря 2018г, в принятии искового заявления было отказано. Для обращения в Элистинский городской суд РК с административным исковым заявлением Утигенова Ж.И. истребовала из Верховного Суда РК копию апелляционного определения, которое получила только 24 января 2019г. Кроме того, с 16 по 24 мая 2018г, с 11 по 21 декабря 2018г. она находилась на стационарном лечении в "Данные изъяты". Считает указанные причины пропуска срока обращения в суд уважительными, срок обращения в суд подлежащим восстановлению.
В дополнительной апелляционной жалобе административный истец Утигенова Ж.И. указывает на то, что суд при вынесении решения незаконно учел мнение представителя ответчика ФИО1, не представившей в суд доверенность от имени Правительства Республики Калмыкия и копии диплома о высшем юридическом образовании, и незаконно рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, явку которого считает обязательной.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене ввиду нарушения норм процессуального права.
В силу статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела N 2-1828/2017, рассмотренного Элистинским городским судом Республики Калмыкия, в результате стихийного бедствия - наводнения, произошедшего ввиду усиленного нагона воды Каспийского моря, подъема его уровня, пострадали жилые дома г.Лагань Лаганского района Республики Калмыкия, часть домов подверглись разрушению и были признаны непригодными для проживания. В соответствии с актом общего осмотра жилого здания от 22 декабря 1998г. принадлежащая Утигеновой Ж.И. квартира по адресу: "Данные изъяты" отнесена к группе непригодных к проживанию. 11 июля 2000г. постановлением Правительства Республики Калмыкия N 178 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Республики Калмыкия от 27 июля 1996г. N 897 "Об оказании государственной поддержки в приобретении жилья гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях" утвержден Список граждан Республики Калмыкия на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря г.Лагани в марте 1995г. (Список N 3). Под номером "Данные изъяты" в данный список включена семья Утигеновой Ж.И. в количестве 5 человек. Граждане, включенные в Список N 3, в том числе семья Утигеновых, не получили государственный жилищный сертификат. В мае 2017г. Утигенова Ж.И. обратилась в Элистинский городской суд Республики Калмыкия с иском к Правительству Республики Калмыкия, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и выдаче государственного жилищного сертификата в связи с лишением жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июня 2017г. в удовлетворении исковых требований Утигеновой Ж.И, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 августа 2017г. указанное решение оставлено без изменения.
В период с 18 по 27 ноября 1999г. комиссией МЧС России проведена проверка целевого использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, полученных Правительством Республики Калмыкия в 1995-1999 годах. По результатам проверки 27 ноября 1999г. комиссией подготовлена справка-доклад, из которой следует, что финансовые средства, полученные Республикой Калмыкия из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в основном были направлены на ликвидацию последствий стихийных бедствий, но в 1995 и 1996 годах при подготовке республиканских решений Правительство Республики Калмыкия превысило свои полномочия, изменив направления и объемы расходов выделенных средств без согласования с Правительством Российской Федерации, что привело к нецелевому расходу средств в объеме 2046,5 тысяч рублей.
Согласно письму за исх. N 5160-П от 14 декабря 1999г, адресованному Правительству Республики Калмыкия, МЧС России не поддержало предложение о дополнительном выделении жилищных сертификатов, оплачиваемых из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для решения жилищных проблем граждан, пострадавших в результате затопления Каспийским морем.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Утигеновой Ж.И. по настоящему административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом пропущенный предусмотренный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
трехмесячный срок обращения в суд, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований. При этом суд указал, что об оспариваемых действиях Правительства Республики Калмыкия Утигенова Ж.И. узнала из решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июня 2017г. и именно с этого момента необходимо исчислять начало течения срока обращения в суд.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу приведенных законоположений гражданин обладает правом оспорить в указанном порядке такие действия и решения государственных органов, должностных лиц, которые носят персонифицированный характер и непосредственно касается прав, свобод и законных интересов гражданина, которые, как он полагает, были нарушены.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в абзацах 4-5 пункта 1 постановления от 27 сентября 2016г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам административного судопроизводства, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. По смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании действий таких органов недействительными (незаконными), которые привели к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
По настоящему делу Утигенова Ж.И. просит признать незаконными действия Правительства Республики Калмыкия в части нецелевого расхода резервного фонда по ликвидации стихийного бедствия в результате наводнения водами Каспийского моря в марте 1995г.
Данных о том, что между Правительством Республики Калмыкия и Утигеновой Ж.И. возникли правоотношения в связи с исполнением Правительством Республики Калмыкия властных полномочий в отношении Утигеновой Ж.И, не имеется. Основания к выводу о том, что оспариваемые действия Правительства Республики Калмыкия непосредственно нарушают права, свободы и законные интересы Утигеновой Ж.И. и признание их незаконными судом приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца, отсутствуют.
Также не имеется сведений и о том, что оспариваемые действия ответчика непосредственно привели к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей Утигеновой Ж.И.
При таких обстоятельствах требования Утигеновой Ж.И. не подлежат рассмотрению судом в порядке административного или гражданского судопроизводства.
В силу пункта 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса (п.1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ).
В пункте 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен механизм, позволяющий исключить рассмотрение в порядке, установленном данным Кодексом, административных исковых заявлений, которые рассматриваются и разрешаются в ином судебном порядке (в уголовном процессе, в порядке производства по делам об административных правонарушениях). Такое правовое регулирование направлено на исключение принятия судом к рассмотрению дел, не относящихся к его подведомственности, установленной КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку значения по делу не имеют.
Таким образом, обжалуемое решение суда признать законным нельзя, в связи с чем, оно подлежит отмене с прекращением производства по административному делу.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 194, ст.ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 апреля 2019 г. отменить, производство по административному делу прекратить.
Председательствующий Л.Л.Лиджеева
Судьи В.С.Васляев
Л.М.Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.