Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего
Мананниковой Т.А.
судей
Кожемякиной М.В, Грачевой Н.В.
при секретаре Осовской Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика министерства здравоохранения Архангельской области на решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 19 марта 2019 года, которым постановлено:
"исковые требования Друговской Нины Васильевны к министерству здравоохранения Архангельской области о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов удовлетворить частично.
Взыскать с министерства здравоохранения Архангельской области в пользу Друговской Нины Васильевны единовременную компенсационную выплату в размере 130 000 руб.
В удовлетворении требований Друговской Нины Васильевны к министерству здравоохранения Архангельской области о взыскании процентов отказать".
Заслушав доклад судьи Кожемякиной М.В, судебная коллегия
установила:
Друговская Н.В. обратилась в суд с иском к министерству здравоохранения Архангельской области о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов.
В обоснование заявленных требований указала, что с 01 ноября 2018 года работает врачом - педиатром участковым в Заостровской участковой больнице Приморского района Архангельской области, с 09 ноября 2018 года она является участником программы "Земский доктор" по условиям которой приняла на себя обязательства отработать в течение пяти лет в медицинской организации. 09 ноября 2018 года между ней и ответчиком был заключен договор об осуществлении единовременной выплаты в размере 1 000 000 руб, между тем денежные средства были перечислены ей не в полном размере в сумме 870 000 руб. Полагала, что основания для удержания налога на доходы физических лиц в размере 130 000 руб. с суммы единовременной выплаты у ответчика отсутствовали. Просила взыскать единовременную компенсационную выплату в размере 130 000 руб, проценты в размере 2 518 руб. 70 коп. за период с 10 декабря 2018 года по 10 марта 2019 года.
В судебном заседании истец Друговская Н.В. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Кузьмина Ю.А. с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. Указала, что налоговым законодательством не освобождены от налогообложения единовременные компенсационные выплаты. Не подлежали налогообложению выплаты, предусмотренные пунктом 37.2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, - единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", между тем в настоящее время компенсационные выплаты медицинским работникам выплачиваются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения". Данные выплаты не указаны в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации, в этой связи не подлежат освобождению от налогообложения.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласился представитель ответчика, просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что данная выплата не подпадает под действие п. 37.2 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку была выплачена истцу не в рамках статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения". Данные выплаты не указаны в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации, в этой связи не подлежат освобождению от налогообложения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Друговская Н.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со ст. ст. 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя ответчика министерства здравоохранения Архангельской области Макарову Л.Н, исследовав имеющиеся в деле доказательства не находит оснований для отмены вынесенного судом решения в силу следующего.
Статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены виды доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 37.2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Пунктом 12.1 статьи 51 указанного Федерального закона предусмотрено, что в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (приложение N 8).
В соответствии с пунктом 5 Правил условием предоставления субсидии является, в том числе утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров.
Постановлением Правительства Архангельской области от 12.10.2012 N462-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие здравоохранения Архангельской области (2013 - 2024 годы)" предусмотрено, что с 1 января 2018 года единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, в размере 1 млн. рублей для врачей и 500 тыс. рублей для фельдшеров.
Судом установлено, что 01 ноября 2018 года истец принята в ГБУЗ АО "Приморская центральная районная больница" на должность врача - педиатра участкового в обособленное структурное подразделение "Заостровская участковая больница".
09 ноября 2018 года между министерством здравоохранения Архангельской области (уполномоченный орган), Друговской Н.В. (медицинский работник) и ГБУЗ "Приморская центральная районная больница" был заключен договор по условиям которого Друговской Н.В. предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 руб. в соответствии с Положением о предоставлении единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 462-пп (пункт 1.1), Друговская Н.В. согласно условиям договора приняла на себя обязательства исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения договора по основному месту работы, в соответствии с трудовым договором, заключенным с ГБУЗ "Приморская центральная районная больница" (пункт 2.1.1).
29 ноября 2018 года министерством здравоохранения Архангельской области истцу произведена единовременная компенсационная выплата в размере 870 000 руб.
130 000 руб. в виде налога на доходы Друговской Н.В. на сумму единовременной компенсационной выплаты в 1 000 000 руб. министерством здравоохранения Архангельской области как налоговым агентом перечислены в доход бюджета.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что требования истца основаны на законе. При этом суд исходил из того, что данная выплата не подлежит обложению НДФЛ в силу абз. 11 п. 3 ст. 217 НК РФ, который предусматривает освобождение от налогообложения всех видов установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, в том числе связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Судебная коллегия с выводом суда согласна, так как он основан на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения и представленных суду доказательствах, которые получили правовую оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Довод жалобы представителя министерства здравоохранения Архангельской области о несоответствии данной выплаты критериям, установленным п. 3 ст. 217 НК РФ, не состоятелен, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, дав анализ законодательству, регулирующему спорные правоотношения финансирование выплаты из бюджета субъекта, а не из федерального бюджета не изменяет характера данной выплаты и не может влиять на порядок ее налогообложения.
Кроме того Федеральным законом от 17.06.2019 N 147-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.06.2019 N 147-ФЗ) внесены изменения в пункт 37.2. статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, из редакции которой следует, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не превышающие 1 000 000 рублей, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с правилами, прилагаемыми к соответствующей государственной программе Российской Федерации, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Письмом от 26 июня 2019 года N 03-04-05/46842 Министерство финансов Российской Федерации дало разъяснения о том, что согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 17.06.2019 N 147-ФЗ положения пункта 37.2 статьи 217 Кодекса в редакции Федерального закона от 17.06.2019 N 147-ФЗ применяются в отношении доходов в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, право на получение которых возникло с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно.
Право истца на получение единовременной выплаты в сумме 1 000 000 рублей как медицинскому работнику возникло в указанный период, таким образом вывод суда об отсутствии правовых оснований для налогообложения данной суммы соответствует нормам материального права.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 19 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика министерства здравоохранения Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.А. Мананникова
Судьи Н.В. Грачева
М.В. Кожемякина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.