Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Поповой О.К., рассмотрев жалобу Марченко Л.С. на постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 29.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении председателя правления Емвинского потребительского общества Марченко Л.С.,
установил:
постановлением судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 29.03.2019 председатель правления Емвинского потребительского общества Марченко Л.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением судьи городского суда, Марченко Л.С. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой о его отмене. Не оспаривая в своих действиях состав вмененного административного правонарушения, указывает, что совершенное правонарушение не должно влечь за собой не пропорционально высокие совершенному проступку штрафные санкции, полагает, что необходимо применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменив наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Выслушав объяснения Марченко Л.С, изучив материалы административного дела, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно примечанию к названной норме под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи данного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Форма и порядок подачи приведенного уведомления (в том числе в электронном виде) утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018 N 11 "О форме и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5 приложения N 4 к названному Приказу МВД России, организация в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина обязана уведомить об этом территориальный орган МВД России на региональном уровне в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются зачеркивания и исправления. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля. Уведомление представляется организацией непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 15.10.2018 гражданин Армении ФИО7 принят на работу в Емвинское потребительское общество... по трудовому договору, заключенному в день принятия на работу.
Марченко Л.С, являясь должностным лицом Емвинского Потребительского общества, в установленный законом срок уведомление о заключении трудового договора с ФИО7 в федеральный орган в сфере миграции в нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не направила. Уведомление было направлено в срок, превышающий три рабочих дня с даты заключения трудового договора - только 27.02.2019.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: видом на жительство гражданина Армении ФИО7.; Уставом Емвинского ПО; трудовым договором, заключенным между Емвинским ПО и ФИО7 от 15.10.2018; приказом Емвинского ПО о приеме работника ФИО7 на работу от 15.10.2018; справкой о заработной плате Саакян Г.Р.; выпиской из ЕГРЮЛ; письменными объяснениями Марченко Л.С.; протоколом об административном правонарушении от 06.03.2019; описью вложения почтового отправления; формой уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судья установив, что должностное лицо - председатель правления Емвинского потребительского общества Марченко Л.С, которая в силу своих полномочий обязана принимать меры для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей, в том числе в сфере миграционного законодательства, в нарушение действующего законодательства нарушило установленный порядок уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, правомерно усмотрел в действиях должностного лица состав состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Характер совершенного Марченко Л.С. правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, объектом посягательства которого, являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, при этом объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также обеспечении устойчивости и стабильности внутреннего рынка труда, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
В рассматриваемом случае суд оценил обстоятельства конкретного дела и сделал вывод об избрании в отношении Марченко Л.С. той меры ответственности, которая наиболее соразмерна характеру и последствиям совершенного правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, назначив административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции вмененной статьи.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, сведений о том, что Емвинское потребительское общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства также не представлено.
В данном случае назначенное должностному лицу общества Марченко Л.С. административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Постановление о привлечении Марченко Л.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления, не установлено.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление является законным, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 29.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении председателя правления Емвинского потребительского общества Марченко Л.С. оставить без изменения, жалобу Марченко Л.С. - без удовлетворения.
Судья - И.Г. Пристром
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.