СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А,
судей Жуковской С.В, Нагорновой О.Н,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрев в судебном заседании 24 июня 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2019 года, которым
обязано Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в течение 8 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов на территории при въезде на лесную грунтовую дорогу, ведущую от автодороги "Адрес обезличен". с координатами 63,517030 с.ш, 53,595260 в.д.; площадью 6 кв.м, с координатами 63,515930 с.ш, 053,588540 в.д.; площадью 4 кв.м, с координатами 63,509720 с.ш, 053,569980 в.д, а также несанкционированное размещение отходов "Адрес обезличен", площадью около 20 кв.м, с координатами 63,504420 с.ш, 053,567040 в.д,
в удовлетворении исковых требований прокурора города Ухты к Федеральному агентству лесного хозяйства - отказано.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В, объяснение прокурора Шевелевой М.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Ухты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности организовать работы по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории при въезде на лесную грунтовую дорогу, ведущую от автодороги "Адрес обезличен", площадью около 18 кв.м. с координатами 63,517030 с.ш, 53,595260 в.д.; площадью 6 кв.м, с координатами 63,515930 с.ш, 053,588540 в.д.; площадью 4 кв.м, с координатами 63,509720 с.ш, 053,569980 в.д, а также несанкционированное размещение отходов "Адрес обезличен", площадью около 20 кв.м, с координами 63,504420 с.ш, 053,567040 в.д, в течение 8 месяцев с момента выступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что в ходе рейдового осмотра при выезде на лесную грунтовую дорогу, ведущую от автодороги "Адрес обезличен" выявлены навалы строительного мусора: обмотка от силового кабеля, деревянные фрагменты, площадью около 18 кв.м, 6 кв.м. и 4 кв.м. Указанные навалы обнаружены по обочинам грунтовой дороги, на всем протяжении от въезда и до начала дачных садовых участков. Также на подъезде "Адрес обезличен" выявлен навал бытового мусора, заросший травой: старые пластиковые бутылки, банки, стеклянные банки, полиэтиленовые пакеты, бумажные и иные отходы, площадью около 20 кв.м. Лица, разместившие отходы на несанкционированной свалке, не установлены.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО ГО "Ухта", в качестве соответчика - Федеральное агентство лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал исковые требования.
Представитель ответчика с иском не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело при имеющейся явке и постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, либо изменить решение суда, дополнив указанием на то, что возложенные на Министерство обязанности должны быть исполнены в пределах финансирования из бюджета Российской Федерации, или возложить обязанность по финансированию на Рослесхоз.
Прокурором г. Ухты представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции, 05.08.2018 прокурором г. Ухты в присутствии лесничего - заместителя Главного лесничего ГУ РК "Ухтинское лесничество" произведено обследование мест размещения несанкционированных отходов, по результатам которого составлен акт, из которого следует, что имеет место, в том числе несанкционированная свалка в районе "Адрес обезличен", в районе автодороги "Адрес обезличен" на повороте направо после моста через реку Ухта, при въезде на грунтовую дорогу, с координатами первого навала 63,517030 с.ш, 053,595260 в.д, площадью около 18 кв.м.; координатами второго навала 63,515930 с.ш, 053,588540 в.д, площадью около 6 кв.м.; координатами третьего навала 63,509720 с.ш, 053,569980 в.д, площадью около 4 кв.м. Также "Адрес обезличен" расположен навал мусора с координатами 63,504420 с.ш, 053,567040 в.д, площадью около 20 кв.м. Установлено, что указанные свалки расположены на землях лесного фонда, вдоль лесной автодороги в кварталах 115, 118 Городского участкового лесничества ГУ РК "Ухтинское лесничество". В акте также указано, что координаты мест несанкционированного размещения отходов указаны из актов осмотра Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды Минприроды РК несанкционированных мест размещения отходов: N 52 от 06.08.2018, N 61 от 08.08.2018, N 54 от 07.08.2018, N 57 от 07.08.2018.
07.08.2018 Ухтинским городским комитетом по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в частности, проведено обследование участка "Адрес обезличен"
В ходе проверки выявлено, что при въезде на лесную грунтовую дорогу, ведущую от автодороги "Адрес обезличен" имеются навалы строительного мусора: обмотка от силового кабеля, деревянные фрагменты. Координаты первого навала 63,517030 с.ш, 053,595260 в.д, примерная площадь захламленной территории 18 кв.м. Координаты второго навала обмотки от силового кабеля 63,515930 с.ш, 053,588540 в.д, примерная площадь захламленной территории 6 кв.м. Координаты третьего навала обмотки от силового кабеля 63,509720 с.ш, 053,569980 в.д, примерная площадь захламленной территории 4 кв.м. Навалы изоляционной обмотки силового кабеля, складирование старых оконных рам со стеклами обнаружены по обочинам грунтовой дороги, на всем протяжении ее от въезда и до начала дачных садовых участков. Примерный объем захламленной территории старыми оконными рамами около 10 кв.м. При подъезде к 1-ым Ярегским дачам наблюдался навал бытового мусора, заросший травой (бутылки, банки стеклянные банки, полиэтиленовые пакеты, бумажные отходы и т.д.). Координаты местонахождения заросшего навала отходов 63,504420 с.ш, 053,567040 в.д, примерная площадь захламленной территории 20 кв.м. На территории навала отходов установлена табличка с надписью "Свалка мусора запрещена". При обследовании на территории несанкционированной свалки люди и автотранспортная техника отсутствовали, работы не велись; лица, разместившие отходы и мусор на несанкционированной свалке, не установлены; признаков проведения работ по очистке территории от несанкционированной свалки не установлено; территория не ограждена, доступ на территорию не ограничен.
Из ответов администрации МО ГО "Ухта" от 06.09.2018, 13.09.2018, акта осмотра прокуратуры от 05.09.2018 в присутствии лесничего-заместителя Главного лесничего ГУ РК "Ухтинское лесничество", выписок из ЕГРН, сведений Росреестра следует, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке, категории земель - земли лесного фонда (Городское участковое лесничество).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок, отходов, размещенных на землях государственного лесного фонда, относится к компетенции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований к данному ответчику.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается.
В силу положений части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Создание несанкционированной свалки на земельных участках и на землях лесного фонда оказывает отрицательное воздействие на качество жизни и благополучие неопределенного круга лиц, нарушает права неопределенного круга лиц на здоровую окружающую среду и приводит к нарушению права на уважение личной жизни неопределенного круга лиц в значении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Таким образом, несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.
Случаи, когда лица виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
В соответствии с положением пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2018 года N 542 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, пунктом 2 которых определено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, статьей 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
Статьей 13.2 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" установлены требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа). Региональная программа должна содержать информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены всеми необходимыми полномочиями для осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года N 425, таким исполнительным органом на территории Республики Коми является ответчик, осуществляющий полномочия Республики Коми в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области.
В соответствии с разделом III Положения Министерство осуществляет на территории Республики Коми все названные в пункте 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.
Принимая во внимание приведенные нормы права, с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, исходя из отсутствия в материалах дела сведений о том, что обнаруженные несанкционированные свалки расположены на землях лесного фонда, переданных в аренду или иное хозяйствование, а также при не установлении лица, виновного в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации этих свалок и восстановлению нарушенного положения должна быть возложена именно на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Утрата с 1 октября 2016 года силы нормы статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.
Введенная с 1 марта 2017 года норма пункта 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, именно ответчик наделен соответствующими государственными полномочиями, а также финансовыми возможностями осуществления вмененных мероприятий (пункт 10.37 Положения о Министерстве). Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование бюджетных средств на эти мероприятия нецелевым не является.
Позиция ответчика о том, что судом не конкретизирована реализация полномочий Министерства, которая предполагает соответствующее финансирование мероприятий из федерального бюджета и не является расходным обязательством Республики Коми, не может быть принята как основание к отмене решения суда.
Вопросы финансирования принятия мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок отходов, размещенных на землях государственного лесного фонда на территории Ухтинское лесничество, в числе требований прокурора не перечислены.
Суд первой инстанции указал лишь на то, что Министерство исполняет функции распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Министерства, государственных учреждений Республики Коми и на реализацию возложенных на Министерство функций.
Конкретный способ исполнения решения суда (финансирование мероприятий по его исполнению) определяется ответчиком.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат, выводы суда не опровергают, по существу повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, с которой судебная коллегия согласна.
Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.