Заместитель председателя Верховного Суда Республики Юдин А.В., рассмотрев жалобу должностного лица УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) Ровенской Д.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 25.10.2018 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04.12.2018
по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении конкурсного управляющего ООО "Томстрой" Осауленко Е.Н. (далее - Осауленко Е.Н.),
установил:
постановлением мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 25.10.2018 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Осауленко Е.Н. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04.12.2018 приведенное постановление оставлено без изменения, жалоба начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми - без удовлетворения.
В жалобе Ровенская Д.А. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, считая их вынесенными с существенными нарушениями процессуальных требований, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.
Осауленко Е.Н, извещенный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, возражений относительно доводов жалобы в установленный срок не представил.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 18.09.2018 N 1807, в ходе проведения проверки по вопросу своевременности представления сведений о застрахованных лицах, установлено, что должностным лицом ООО "Томстрой" Осауленко Е.Н, в нарушение требований п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" несвоевременно представлена ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М в территориальный орган ПФР в отношении одного застрахованного лица за май 2018 года, которая ранее не представлялась. Сведения по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за май 2018 года представлены 12.07.2018. Срок представления сведений за май 2018 года - 15.06.2018.
Действия должностного лица квалифицированы по ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Статья 15.33.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья пришла к выводу об отсутствии в действиях Осауленко Е.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, в связи с чем прекратила производство по делу об административном правонарушении.
Судья городского суда, рассматривая жалобу на данный судебный акт, с выводами мирового судьи согласился по мотивам, приведенным в решении.
Институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (статьи 30.12 - 30.19 КоАП РФ) основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно статьи 46, которая во взаимосвязи со статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
В этих целях суд вышестоящей инстанции наделен соответствующими полномочиями, в том числе полномочием отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ), либо изменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение (п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).
Таким образом, в действующем законодательстве возможность исправления допущенных на предыдущих стадиях судопроизводства нарушений применительно к процедуре возобновления производства предусмотрена пунктами 2 и 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ и возможна только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, положения приведенных норм, не предусматривают возможность отмены или изменения вступившего в законную силу решения или постановления, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого велось производство по делу.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, недопустим.
Принимая во внимание приведенные нормы права и учитывая, что существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ в ходе пересмотра вступивших в законную силу судебных актов не установлено, оспариваемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, так как иное повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого велось производство по делу, что недопустимо в силу закона.
Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 25.10.2018 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Осауленко Е.Н. оставить без изменения, жалобу должностного лица УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) Ровенской Д.А. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя - А.В. Юдин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.