Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи
Степановой Т.Г.
судей
Савина А.И,Тарасовой Р.П.
при секретаре
Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК на решение Кемского городского суда РК от 25 апреля 2019 годапо иску ХХХ к администрации Кемского муниципального района и Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Савина А.И, объяснения ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РКЧереповой И.С,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истица обратиласьв суд по тем основаниям, что она со своей семьей зарегистрирована и проживает в муниципальной неблагоустроенной квартире, расположенной по адресу: (... ). ХХ.ХХ.ХХ межведомственной комиссиейпроведенообследование жилого дома и было установлено, что дом неподлежит капитальному ремонту и непригоден для проживания. Постановлением администрацииКемского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ N-а названный многоквартирныйжилой дом включен в перечень жилых домов, признанных непригодными для проживания иподлежащими сносу. В Приложении N Региональной адресной программы попереселению из аварийного жилищного фонда в 2008 г, утвержденной постановлениемПравительства РК от ХХ.ХХ.ХХ N-П, дом числится вперечне домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Не смотря на признаниемежведомственной комиссией жилого дома не подлежащим капитальному ремонту, в 2008г.в доме былпроизведен частичный капитальныйремонт, который не повлиял на техническое состояние доманастолько, чтобы его статус мог быть изменен на пригодный для проживания. Данныедоводы подтверждены заключением межведомственной комиссииот ХХ.ХХ.ХХ, согласно которому многоквартирный дом вновь признан аварийный и подлежащим сносу ввиду физического износа. После проведения ремонта дом былисключен из перечня домов, подлежащих сносу. В связи с этим дом в программу переселения на 2019-2024 г.г. включен не был.Истица просила обязать администрацию Кемского муниципального района включить многоквартирный жилой домв перечень многоквартирных домов, признанных до ХХ.ХХ.ХХ аварийными и подлежащими сносу. Просила также обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства иэнергетики РК (далее по тексту Министрество) включить многоквартирный жилой домв региональную программу по переселению граждан изаварийного жилищного фонда на 2019 - 2024 г.г.
Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ для участия в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Лаврентьев В.Ю. и Игнатьев В.П.
Суд иск удовлетворил. Обязал администрацию Кемского муниципального района включить указанный многоквартирный жилой домв перечень многоквартирных домов, признанных до ХХ.ХХ.ХХ аварийными и подлежащими сносу.Обязал Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК включить многоквартирный жилой домв Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 -2025 г.г, утвержденную постановлением ПравительстваРК от 28.03.2019 N 136-П.
С таким решением не согласен ответчикМинистерство строительства, ЖКХ и энергетики РК. В апелляционной жалобе представитель указывает, что у Министерства отсутствуют основания для включения указанного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г. Названная региональная адресная программа утверждена постановлением Правительства РК от 28.3.2019 N136-П. Министерство не наделено полномочиями по внесению изменений в акты иных органов государственной власти и не является органом, уполномоченным на утверждение и внесение изменений в программу.Кроме того, в решении не указано, с какой даты многоквартирный домдолжен быть признан аварийным и в какой этап программы подлежит включению.Просит решение суда отменить в части удовлетворения иска к Министерству и принять новое решение.
В возражениях на жалобу истица считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства поддержала доводы жалобы. Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии с положениями ст. 16ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Региональная адресная программа должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до ХХ.ХХ.ХХ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Частью 2.2 ст. 16 названного ФЗ не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных ч.ч. 2 и 2.1 данной статьи.
Из содержания ч. 6 ст. 17 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и раздела N 4 региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 г.г, утвержденной постановлением Правительства РК 28.03.2019, следует, что перечень аварийных многоквартирных домов формируется на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления. В соответствии с паспортом указанной программы государственным заказчиком, основным разработчиком и исполнителем является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК.
По делу установлено, что истица и члены ее семьизарегистрированы и проживают в муниципальной (... ).
В соответствии с актом обследования названного многоквартирного жилого домаот 26.11.2006дом 1956 г. постройки, износ 57%, срок службы истек в 1986 г, дом капитальному ремонту не подлежит. Заключением межведомственной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ N дом признан непригодным для проживания, подлежащим расселению и сносу ввиду своего аварийного состояния.
Постановлением администрации самоуправления г. Кеми и района от 30.11.2006 N 700-а утвержден перечень жилых домов, признанный межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу. В п. 14 Приложения N к постановлению указан (... ).
После производства капитального ремонта в 2008-2009 г.г.дом своего статуса аварийного и подлежащего сносу не утратил, что и было подтверждено повторным обследованием дома ХХ.ХХ.ХХ, по результатам которого постановлением администрации Кемского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ Nдом был вновь признан аварийным и подлежащим сносу.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что капитальный ремонт дома был произведен вопреки заключению межведомственной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ, которыми онбыл признан не подлежащим капитальному ремонту.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требованиеистицы об обязании администрации Кемского муниципального района включить указанный многоквартирный жилой домв перечень многоквартирных домов, признанных до ХХ.ХХ.ХХ аварийными и подлежащими сносу, являются правомерными.
Решение суда в данной части не обжалуется, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство не наделено полномочиями по внесению изменений в акты иных органов государственной власти и не является органом, уполномоченным на утверждение и внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную Постановлением Правительства РК от 28.3.2019 N 136-П, соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 16ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Частью 2.2 ст. 16 названного ФЗ не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи.
Таким образом, Министерство не наделено правом на внесение изменений в региональную адресную программу, утвержденную высшим исполнительным органом государственной власти РК.
Таким образом, избранный истицей способ защиты нарушенного права в виде обязания внести изменения в утвержденную постановлением Правительства РК от 28.03.2019 N 136-П региональную программуне предусмотрен действующим законодательством.
В связи с изложенным, решение суда в части обязания Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК включить многоквартирный жилой дом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г, утвержденную постановлением Правительства РК от 28.03.2019 N 136-П подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемского городского суда Республики Карелия от 25 апреля 2019 годапо настоящему делу отменить в части обязания Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Карелия, (... ), в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства РК от 28.03.2019 N 136-П.
Принять в этой части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.