Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи
Степановой Т.Г.
судей
Савина А.И, Тарасовой Р.П.
при секретаре
Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 мая 2019 года по иску Государственного комитета РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, действующего в интересах ХХХ, к обществу с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс" о понуждении к исполнению предписания.
Заслушав доклад судьи Савина А.И, объяснения представителя Государственного комитета РК Руссо Н.Э, истца ХХХ, представителя ответчика Х, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственный комитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее Комитет) обратился в суд по тем основаниям, что управление многоквартирным домом N по (... ) в (... ) с ХХ.ХХ.ХХ осуществляет ООО "Гарантия-Плюс". Актом проверки от ХХ.ХХ.ХХ со стороны управляющей организации выявлено нарушение минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, пп. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от ХХ.ХХ.ХХ N "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", лицензионных требований, установленных ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". ХХ.ХХ.ХХ выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований, которое было получено ООО "Гарантия-Плюс" ХХ.ХХ.ХХ. Срок исполнения предписания истек ХХ.ХХ.ХХ и является неисполненным. Комитет просил обязать ООО "Гарантия-Плюс" исполнить предписание, а именно: выполнить корректировку платы собственнику жилого помещения N многоквартирного (... ) в (... ), начисленную по строке "Ремонт инженерного оборудования", выставленную в платежных документах за июль и август 2017 г.; производить начисление платы с ХХ.ХХ.ХХ в платежных документах за содержание собственнику жилого помещения N многоквартирного (... ) в (... ) в соответствии с утвержденным ранее тарифом на содержание общего имущества в размере 17,78 руб./кв.м; выполнить корректировку размера платы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в платежных документах за содержание жилого помещения собственнику жилого помещения N многоквартирного (... ) в (... ) в соответствии с утвержденным ранее тарифом на содержание общего имущества в размере 17,78 руб./кв.м; определить срок по исполнению требований предписания - в течение 15 дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу.
Определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ХХ
Суд в иске отказал.
С таким решением не согласен Комитет. В апелляционной жалобе Государственный жилищный инспектор РК указывает, что вывод суда о возможности индексации тарифа по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в одностороннем порядке управляющей организацией на основании п. 3 протокола общего собрания собственников помещений от ХХ.ХХ.ХХ, не соответствует положениям действующего жилищного законодательства. Указы Главы РК "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях РК" изданы в отношении изменения размера платы за коммунальные услуги, к которым плата за жилое помещение не относится. Также Комитет считает необъективным вывод суда о законности взимания дополнительной платы с граждан по строке "ремонт инженерного оборудования". Обществом выполнены работы по изоляции трубопровода системы центрального отопления, замене участка трубопровода холодного водоснабжения, замене вентилей и муфтовых клапанов. Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления и холодного водоснабжения отнесена к работам текущего характера (п.п. 11, 12 Приложения N 7 Правил N 170). Поэтому работы по восстановлению работоспособности системы центрального отопления и холодного водоснабжения не подлежат дополнительной оплате, поскольку являются частью общего имущества собственников помещений. Указывает, что ООО "Гарантия-Плюс" не воспользовалось правом, установленным ст. 198 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным. В связи с этим предписание является действующим и подлежит исполнению. Просит решение суда отменить и принять новое решение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Государственного комитета РК и истец ХХХ поддержали доводы жалобы. Представитель ответчика полагал решение законным и просил оставить его без изменения. Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, пп. 3 п. 10 постановления Правительства РК от 26.10.2011 N 281-П "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции РК", с учетом постановления Правительства РК от 26.09.2017, а также постановления от 23.10.2017 N 368-П, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе и в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Постановлением Правительства РК от 26.09.2017 N 326-П Государственная жилищная инспекция РК преобразована в Государственный комитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору.
По делу установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу (... ), осуществляет управляющая организация ООО "Гарантия-Плюс" на основании договора управления многоквартирным домом от ХХ.ХХ.ХХ N.
Собственники многоквартирного (... ) в (... ) в течение длительного периода времени решений об изменении платы за содержание жилого помещения не принимали.
На основании п. 3 протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ХХ.ХХ.ХХ и положениями ч. 4 ст. 158 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения ООО "Гарантия-Плюс" с ХХ.ХХ.ХХ был увеличен до 22,60 руб. за 1 кв.м.
ХХ.ХХ.ХХ в Комитет поступило обращение ХХХ по вопросу правомерности начисления ООО "Гарантия-Плюс" платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в жилом помещении N многоквартирного (... ) в (... ).
По результатам проведенной проверки составлен акт от ХХ.ХХ.ХХ и выдано предписание от ХХ.ХХ.ХХ, в соответствии с которым на ООО "Гарантия-Плюс" возложена обязанность в 10-дневный срок с момента получения предписания: выполнить корректировку начисленной платы по строке "Ремонт инженерного оборудования", выставленную в платежных документах за июль и август 2017 г. (п. 1); производить начисление платы с ХХ.ХХ.ХХ за содержание жилого помещения собственникам помещений многоквартирного дома в соответствии с утвержденным ранее на общем собрании тарифом на содержание общедомового имущества в размере 17,78 руб./кв.м (п. 2); выполнить корректировку размера платы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в платежных документах за содержание жилого помещения собственникам помещений многоквартирного дома в соответствии с утвержденными ранее на общем собрании тарифом на содержание общедомового имущества в размере 17,78 руб./кв.м (п. 3).
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности пунктов 2 и 3 предписания от ХХ.ХХ.ХХ и указал, что собственники помещений многоквартирного дома, приняв решение от ХХ.ХХ.ХХ, фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме с учетом ежегодной индексации на индекс изменения платы граждан на жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений многоквартирного дома. Суд первой инстанции указал, что установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.
С таким выводом суда согласиться нельзя.
Согласно ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (п. 31 Правил).
Из материалов дела следует, что решение управляющей организации об увеличении с ХХ.ХХ.ХХ размера платы за содержание и ремонт жилого помещения до 22,60 руб. за 1 кв.м было принято в одностороннем порядке на основании п. 3 протокола общего собрания собственников помещений от ХХ.ХХ.ХХ. Собственниками названного жилого дома такого решения на общем собрании не принималось.
Вместе с тем, предусмотренный п. 3 протокола общего собрания собственников помещений от ХХ.ХХ.ХХ порядок установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на следующий год путем индексации, противоречит действующему законодательству.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ установление и изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников возможно только в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании. Установление размера платы иным способом противоречит требованиям закона.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентирована ст.ст. 45, 46 ЖК РФ, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и направлены, прежде всего, на обеспечение гарантии прав и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Исходя из вышеизложенного, изменение размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме возможно лишь после принятия такого решения на общем собрании собственников помещений.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в иске.
Нельзя согласиться с решением суда о признании правомерным взимание дополнительной платы с граждан по строке "ремонт инженерного оборудования".
Названный многоквартирный дом находится в управлении ответчика с 2006 г. Таким образом, с этого времени управляющая организация, являясь специализированной коммерческой организацией, обязана была содержать общее имущество дома в надлежащем состоянии, ежегодно планируя конкретные мероприятия, направленные на своевременное устранение возможных недостатков.
Ответчиком выполнены работы по изоляции трубопровода системы центрального отопления, замене участка трубопровода холодного водоснабжения, замене вентилей и муфтовых клапанов.
Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления и холодного водоснабжения отнесены к работам текущего характера (п.п. 11,12 Приложения N Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда от ХХ.ХХ.ХХ N).
Таким образом, текущие и неотложные работы предусмотрены в договоре управления в силу норм содержания дома и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия.
Следовательно, работы по восстановлению работоспособности системы центрального отопления и холодного водоснабжения не подлежат дополнительной оплате.
В связи с изложенным, решение суда в части отказа в иске о признании правомерным взимания дополнительной платы за июль и август 2017 г. по строке "ремонт инженерного оборудования", также нельзя признать правомерным. Решение в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Требование определить срок по исполнению предписания N ЛК 012/067/1555 от ХХ.ХХ.ХХ не является самостоятельным и фактически означает установление срока исполнения, принятого судом решения. Вместе с тем сроки исполнения решения суда определяются на стадии его исполнения в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве".
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 мая 2019 года по настоящему делу отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.
Обязать ООО "Гарантия-Плюс" в отношении собственника жилого помещения N многоквартирного (... ) в (... ): произвести перерасчет платы за июль и август 2017 года, исключив начисления по строке "Ремонт инженерного оборудования"; производить начисление платы с ХХ.ХХ.ХХ в платежных документах за содержание в соответствии с утвержденным ранее тарифом на содержание общего имущества в размере 17,78 руб./кв.м; произвести перерасчет размера платы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в платежных документах за содержание жилого помещения в соответствии с утвержденным ранее тарифом на содержание общего имущества в размере 17,78 руб./кв.м.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.