Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П,
судей Александровой А.В, Агеева О.В,
при секретаре Степановой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Чеберовой Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Чеберовой Н.В. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 3 апреля 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Чеберовой Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республике - Чувашии (межрайонное) включить Чеберовой Н.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, периоды работы:
с 01 января 1992 года по 28 августа 1994 года - в должности медицинского регистратора "данные изъяты";
с 06 февраля 2008 года по 21 марта 2008 года, с 28 января 2013 года по 28 февраля 2013 года, с 30 января 2018 года по 28 февраля 2018 года - курсы повышения квалификации.
В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы 16 мая 1988 года по 31 декабря 1991 года в должности медицинского регистратора- отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) в пользу Чеберовой Н.В. судебные расходы в размере 1 400 (одна тысяча четыреста) рублей 00 копеек.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В, судебная коллегия
установила:
Чеберова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) (далее - УПФР в г.Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное)) о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав, что решением УПФР в г.Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от 10 января 2019 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения) в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет.
При подсчете специального стажа ответчиком не были учтены периоды:
- работы истца с 16 мая 1988 года по 28 марта 1994 года в должности медицинского регистратора "данные изъяты", поскольку должность "медицинский регистратор" не поименована Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет;
- нахождения на курсах повышения квалификации с 6 февраля 2008 года по 21 марта 2008 года, с 28 января 2013 года по 28 февраля 2013 года, с 30 января 2018 года по 28 февраля 2018 года.
Фактическая продолжительность специального стажа истца по подсчету ответчика составила 24 года 3 дня при требуемой продолжительности специального стажа - 30 лет.
Полагая указанное решение незаконным, истец обратилась с настоящим иском в суд. Просила возложить на ответчика обязанность по включению в ее специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 16 мая 1988 года по 28 августа 1994 года - в должности медицинского регистратора "данные изъяты"; с 06 февраля 2008 года по 21 марта 2008 года, с 28 января 2013 года по 28 февраля 2013 года, с 30 января 2018 года по 28 февраля 2018 года - курсы повышения квалификации; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права - с 21 декабря 2018 года; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 2 800 руб.
В судебном заседании истец Чеберова Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что раньше они как медицинские регистраторы несли уголовную ответственность за распространение сведений. Для замещения этой должности нужно было специальное медицинское образование. Сейчас данной должности нет, ее заменили должностью администратора.
Представитель истца Чеберовой Н.В. - Ванюков С.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика УПФР в г.Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) Варганова О.М, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии. Пояснила, что в Постановлении N 781 должность медицинского регистратора не поименована. В Списке 1959 года данной должности также нет.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Чеберовой Н.В. в части отказа в удовлетворении ее исковых требований. В жалобе заявитель указывает, что должность медицинского регистратора на основании номенклатуры должностей (приложения к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377) отнесена к среднему медицинскому персоналу, что позволяет сделать вывод о том, что период работы истца с 16 мая 1988 года по 31 декабря 1991 года в должности медицинского регистратора "данные изъяты" подлежит включению в специальный стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. С учетом спорных периодов и с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, продолжительность специального стажа истца составляет более 30 лет, что дает ей право на досрочную страховую пенсию по старости.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика УПФР в г.Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) Журавлевой Т.К, полагавшей решение суда законным и обоснованным, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия истца, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Решение суда оспаривается истцом только в указанной выше части. Учитывая, что в остальной части решение суда сторонами не оспаривается, в силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 21 декабря 2018 года Чеберова Н.В. обратилась в УПФР в г.Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением УПФР в г.Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от 10 января 2019 года Чеберовой Н.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого стажа. По мнению пенсионного органа, специальный стаж истца составляет 24 года 3 дня (л.д. 10-11).
В специальный стаж, в том числе, не включен период работы истца с 16 мая 1988 года по 28 марта 1994 года в должности медицинского регистратора "данные изъяты", поскольку должность "медицинский регистратор" не поименована Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Чеберова Н.В. не соглашаясь с решением пенсионного органа, оспорила его в суде.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования об обязании ответчика включить в специальный стаж период работы истца с 16 мая 1988 года по по 31 декабря 1991 года в должности медицинского регистратора "данные изъяты" удовлетворению не подлежат, поскольку в указанный период работы Чеберовой Н.В. в должности медицинского регистратора действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которыми должность медицинского регистратора не поименована.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
При этом, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, согласно подп. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 применяются:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в период работы Чеберовой Н.В. в должности медицинского регистратора "данные изъяты" с 16 мая 1988 года по 31 декабря 1991 года действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Указанными Положением и Перечнем должность медицинского регистратора не поименована (раздел II "Врачи и другие медицинские работники" п. 1 "Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения" Перечня, являющегося приложением к Постановлению Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397).
Действующим в настоящее время Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, должность медицинского регистратора также не предусмотрена в качестве должности, работа в которой засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при разрешении требований о включении в специальный стаж спорного периода работы необходимо применять Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства. Указанное Постановление N 464 применяется для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, в то время как спорный период работы истца имел место быть с 16 мая 1988 года по 31 декабря 1991 года.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Чеберовой Н.В. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 3 апреля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи: А.В. Александрова
О.В. Агеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.