Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи ОрловойИ.Н., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению ... Алексеевой Ольги Аркадьевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости
установил:
... Алексеева О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., равной его рыночной стоимости в размере 6966000 рублей по состоянию на 01 января 2013 года, восстановлении срока на обращение в суд с настоящим административным иском.
Требование мотивировала тем, что она является арендатором вышеуказанного земельного участка. В соответствии с кадастровой справкой кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 07 марта 2019 года составляет 12537624 руб. 30 коп. Полагая, что действительная рыночная стоимость земельного участка значительно ниже его кадастровой стоимости, она обратилась к
независимому оценщику. Согласно отчету ООО "... " рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года составляет 6966000 рублей. Установлением кадастровой стоимости в размере рыночной затронуты права административного истца, поскольку она намерена выкупить арендуемый земельный участок, при этом его выкупная стоимость не может быть меньше кадастровой стоимости.
Административный истец... Алексеева О.А. в судебное заседание не явилась, реализовав процессуальные права через представителя Михайлову Н.В, поддержавшую в судебном заседании заявленное требование.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии Молоствова М.Г. в судебном заседании удовлетворение заявленного требования оставила на усмотрение суда по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.151-152).
Представитель административного ответчика - Кабинета Министров Чувашской Республики, так же представитель заинтересованного лица Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Михайлов И.В. в судебное заседание не явился, представив в материалы дела письменный отзыв (л.д. 142-143), в котором удовлетворение заявленных требований оставлено на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии Мельникова Н.Н. в судебном заседании удовлетворение требования оставила на усмотрение суда по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 10.04.2019 N 1253 и имеющемся в материалах дела(л.д.149).
Представитель заинтересованного лица администрации г.Чебоксары Кулемина К.А. в судебном заседании просила отказать в восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, указывая на то, что удовлетворение заявленного требования не повлечет изменения размера арендной платы, исчисляемого согласно постановления кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года N 148.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Алексеева О.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: Чувашская... что подтверждается договором аренды от 29 августа 2016 года N 141/5409-Л, заключенного с администрацией г.Чебоксары в лице заместителя председателя Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом Чувашской Республики, на срок до 06 июля 2021 года.
Расположенное на данном земельном участке... с кадастровым номером... принадлежит Алексеева О.А, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется соответствующая запись о регистрации от 21.01.2015 N...
В силу статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателями земельного участка являются, в том числе и арендаторы.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" арендатор земельного участка, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности указанного лица, наравне с собственником земельного участка либо органом местного самоуправления, осуществляющим правомочия собственника объекта недвижимости, наделен правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в комиссии и в суде, в том числе посредством предъявления требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В судебном заседании представитель административного истца подтвердил намерение его доверителя произвести выкуп земельного участка.
Стороной административного ответчика не оспаривается исключительное право административного истца на выкуп земельного участка, на котором находится эксплуатируемая административным истцом производственная база.
Исходя из изложенного суд полагает, что поскольку административный истец выразил намерение реализовать исключительное право выкупа земельного участка, а результаты государственной кадастровой оценки объекта недвижимости влияют на определение выкупной цены земельного участка, то результаты кадастровой оценки земель в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем, Алексеева О.А. имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Алексеева О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости 14 марта 2019 года.
Сведений о том, что на момент обращения административного истца в суд в государственный кадастр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной кадастровой оценки, в материалы дела стороной административного ответчика не представлено и судом не установлено.
В этой связи пропущенный административным истцом соответствующий пятилетний срок подлежит восстановлению.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), в соответствии с которым государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не чаще чем один раз в течение трех лет. Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости (статьи 24.11, 24.12, 24.13).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики в 2013 году выполнена ООО... на основании государственного контракта, заключенного с Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
По результатам проведенных работ оценщиком составлен отчет об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Чувашской Республики. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение от 28.06.2013, выполненное Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организации оценщиков...
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года N396 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики, выполненные по состоянию на 01 января 2013 года. В состав указанного нормативного правового акта входили три приложения: Приложение N 1 (результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики), Приложение N 2 (средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов, расположенных на территории Чувашской Республики) и Приложение N 3 (Минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Чувашской Республики).
В соответствии с названным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, кадастровая стоимость упомянутого выше земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года составляет 12537624 руб. 30 коп.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленного требования административным истцом представлен отчет ООО "... " от 11 марта 2019 года NА-0240/2019, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года составляет 6966000 рублей (без учета НДС).
Представленный отчет проведен на основании анализа рынка объекта оценки, анализа таких основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости:
- объем и вид передаваемых прав;
- соответствие стандартным условиям финансирования;
- соответствие стандартным условиям прямой продажи;
- дата продажи;
- местоположение (зона);
- транспортная доступность (удаленность от остановок общественного транспорта);
- доступность основных транспортных автомагистралей;
- наличие у участка доступа к железнодорожной ветке (железнодорожным путям);
- наличие и качество въезда на участок (подъездные пути);
- категория;
- назначение (разрешенное использование);
- принадлежность к группе по площади участка (масштаб);
- наличие и возможность подведения коммуникаций;
- рельеф;
- форма.
Для определения рыночной стоимости выбран метод сравнения продаж (в рамках сравнительного подхода), как наиболее точный и более простой из возможных.
В результате проведенного анализа и расчетов с использованием существующих методик оценки недвижимости, оценщик сделал заключение о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером.., общей площадью... кв.м, расположенного по адресу:... по состоянию на дату оценку (01 января 2013 года) с учетом округления в размере 6996000 рублей.
Заключение дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы. Заключение в достаточной степени мотивировано, подготовлено по результатам соответствующих исследований, проведенных профессиональным экспертом, выводы эксперта неясностей и разночтений не содержат, мотивированы, соответствуют предмету исследования. Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости - земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Оценив указанный отчет, суд приходит к выводу о том, что методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Какие-либо доказательства, опровергающие заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административные ответчики и заинтересованные лица не представили, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявили.
Сторона административного ответчика удовлетворение предъявленного требования оставила на усмотрение суда, возражений против удовлетворения иска не выразила.
Возражавшие против удовлетворения искового требования представители заинтересованных лиц доказательств об иной стоимости земельного участка, в том числе путем заявления ходатайства о назначении судебной экспертизы, не представили.
Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.
При этом разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости составила 44, 44%.
Указанный диапазон расхождения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с его рыночной стоимостью не может являться приемлемым и допустимым.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., в размере, определенном экспертом, составляющим 6966000 рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Со дня вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 1 января 2017 года осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальными органами.
На территории Чувашской Республики таким органом регистрации прав является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
При этом в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 октября 2016 года N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" кадастровая палата не наделена полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Таким образом, настоящее решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в силу закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить административное исковое заявление... Алексеевой Ольги Аркадьевны
Восстановить процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером...
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью... кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на 01 января 2013 года в размере 6966000 (шесть миллионов девятьсот шестьдесят шесть тысяч) рублей на период с 1 января 2014 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 марта 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.Н.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.