Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев жалобу директора ООО "СК-Трейд" Ракушина А.В. на постановление государственного инспектора территориального отдела Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Чувашской Республике от 22 ноября 2018 года, решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 23 января 2019 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 2 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО "СК-Трейд",
установил:
постановлением государственного инспектора территориального отдела Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Чувашской Республике от 22 ноября 2018 года ООО "СК-Трейд" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 23 января 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 2 апреля 2019 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, директор ООО "СК-Трейд" Ракушин А.В. ставит вопрос об отмене указанных актов, ссылаясь на их незаконность. В обоснование жалобы указывает на отсутствие вины общества в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку перегруз был допущен водителем транспортного средства; дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением правил подведомственности, поскольку по делу проводилось административное расследование.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 под крупногабаритным транспортным средством понимается транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению N 3.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
При рассмотрении дела установлено, ДД.ММ.ГГГГ в 6 час. 13 мин. на пункте весового контроля СПВК Волга.., расположенном на "адрес", водителем ФИО1 допущено движение автомобиля.., государственный регистрационный знак N, с превышением фактической нагрузки на вторую ось транспортного средства на 0,611 т или 6,11%.
Указанное подтверждается актом о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось N от 19 октября 2018 года.
Транспортное средство.., государственный регистрационный знак N, принадлежит ООО "СК-Трейд", расположенному по адресу: "адрес".
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "СК-Трейд" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии ООО "СК-Трейд" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Доводы о виновности водителя транспортного средства в совершении административного правонарушения не исключают наличие вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что правила подведомственности при рассмотрении дела нарушены, нельзя признать состоятельными.
Согласно части 1 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) названного Кодекса.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, не относится к компетенции судов (ч.1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Таким образом, постановление вынесено уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего надзор за деятельностью в сфере транспортной безопасности.
Кроме того, из материалов дела следует, что фактически административное расследование по настоящему административному делу не проводилось. 19 октября 2018 года был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования. Указанным определением законный представитель ООО "СК-Трейд" приглашен для составления протокола об административном правонарушении к 9 час. 00 мин. 14 ноября 2018 года. В указанный день должностным лицом Средне-Волжского МУГАДН был составлен протокол об административном правонарушении и 22 ноября 2018 года вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Таким образом, должностным лицом не проводилось никаких процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
Таким образом, жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемых постановлений.
Вместе с тем, имеются основания для изменения судебных актов.
В соответствии с п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем вынесения постановления следует считать день его составления в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления.
В нарушение ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ в вводной части мотивированного решения судьей допущено неверное указание даты его вынесения "23 января 2019 года" вместо "30 января 2019 года". Аналогичная ошибка содержится также и в решении судьи Верховного Суда Чувашской Республики. В связи с этим указанные судебные акты подлежат изменению в части даты вынесения решения судьи районного суда.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 23 января 2019 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 2 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО "СК-Трейд" изменить в части даты вынесения решения судьи районного суда - вместо "23 января 2019 года" указать "30 января 2019 года".
В остальной части постановление государственного инспектора территориального отдела Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Чувашской Республике от 22 ноября 2018 года, решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 30 января 2019 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 2 апреля 2019 года оставить без изменения, жалобу директора ООО "СК-Трейд" Ракушина А.В.- без удовлетворения.
Заместитель председателя Верховного Суда
Чувашской Республики Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.