Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В,
судей Медведевой И.А. и Халиулина А.Д,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе садоводческого товарищества "ВДК" на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 19 марта 2019 года, которым постановлено:
отказать садоводческому товариществу "ВДК" в удовлетворении иска к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле о признании незаконным решения от 12 октября 2018 года N 7007А об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании заявления, и обязании произвести государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы садоводческого товарищества "ВДК", по форме Р13001.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее - ИФНС России по г. Йошкар-Оле, налоговый орган) от 12 октября 2018 года N 7007А садоводческому товариществу "ВДК" (далее - СТ "ВДК") отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме
N Р13001, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
СТ "ВДК" обратилось в суд с административным иском о признании названного решения незаконным и обязании ИФНС России по г. Йошкар-Оле произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы садоводческого товарищества.
В обоснование административного иска указано, что представленные на регистрацию документы оформлены в соответствии с установленными требованиями и не содержат недостоверных сведений о юридическом лице.
При этом требования налогового органа о необходимости указания телефона лица, подписавшего заявление по форме Р13001, отсутствии сведений об утверждении новой редакции Устава СТ "ВДК" на титульном листе и несоответствии наименования юридического лица требованиям законодательства, а также неверном указании номера КБК в квитанции об оплате государственной пошлины, являются необоснованными.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе садоводческое товарищество "ВДК" просит решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права по обстоятельствам, изложенным в административном иске.
Заслушав объяснения представителя СТ "ВДК" Бакулина И.М, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле Султаншину А.Ф. представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Амирова И.Г, возражавших против ее удовлетворения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что установленных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Применительно к юридическим лицам законодательство о государственной регистрации регулирует отношения, возникающие в связи с их созданием, реорганизацией и ликвидацией, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственного реестра.
Системное толкование норм законодательства о государственной регистрации указывает на то, что регистрационные записи должны отражать фактические данные, а сведения - соответствовать документам, которые являются основанием для внесения таких записей в государственный реестр
(пункт 4 статьи 5 названного Федерального Закона).
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, вместе с комплектом документов, перечень которых установлен статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.
В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ непредставление в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, является основанием для отказа в государственной регистрации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12 октября 2018 года Бакулиным И.М. от имени СТ "ВДК" через Волжское обособленное подразделение АУ Республики Марий Эл "Дирекция МФЦ" в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле представлены заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме Р13001; протокол N 2 Общего собрания членов СТ "ВДК" от 7 октября
2018 года; Устав СТ "ВДК", принятый общим собранием 7 октября
2018 года, чек-ордер об оплате в УФК по Республике Марий Эл государственной пошлины в размере 800 рублей.
Указанные документы поданы с целью утверждения Устава СТ "ВДК" в новой редакции, внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
19 октября 2018 года ИФНС России по г. Йошкар-Оле принято решение N 7007А, которым в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, отказано.
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган указал на не приведение наименования юридического лица в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствие сведений на титульном листе устава СТ "ВДК" о документе, которым данный устав утвержден в новой редакции, отсутствие сведений об уплате государственной пошлины, а также номера телефона заявителя.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности указанного решения.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 года изменений главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 15 апреля 1998 года
N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова "некоммерческое товарищество", "потребительский кооператив", "некоммерческое партнерство".
Наименование СТ "ВДК" в листе "А" представленного заявления, в пункте 1.3 представленного для регистрации Устава (Садоводческое товарищество "ВДК") не соответствует приведенным положениям законодательства.
Сведения о приведении наименования в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в представленном протоколе Общего собрания СТ "ВДК" от 7 октября 2018 года отсутствуют.
Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ).
Представленный для государственной регистрации устав не содержит сведений о его утверждении протоколом Общего собрания членов садоводческого товарищества "ВДК" от 7 октября 2018 года N 2 (не указано наименование "протокол" и его номер), в связи с чем считается оформленным ненадлежащим образом.
Требование об указании в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, номера телефона заявителя прямо предусмотрено пунктом 5.17.3 Форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных Приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@, согласно которому пункт 3.6 заявления заполняется с учетом положений абзаца 4 подпункта 2.20.4 настоящих Требований о том, что в заявлении указывается номер телефона, по которому можно связаться с заявителем.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении административного спора судом должны быть приняты во внимание положения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ) несостоятельны в связи со следующим.
Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ вступил в силу с
1 января 2019 года и не действовал на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, довод заявителя о том, что принятое налоговым органом решение должно быть проверено судом с учетом положений названного Федерального закона, основан на неверном применении норм материального права.
Согласно части 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий, в том числе на совершение регистрационных действий.
Административным истцом представлена копия квитанции от 6 октября 2018 года, согласно которой была уплачена государственная пошлина в размере 800 рублей на КБК 18210803010011000110, в то время как государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, при подаче документов в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг уплачивается на КБК 8210807010018000110.
На момент принятия ИФНС России по г. Йошкар-Оле решения об отказе в государственной регистрации документов, подтверждающих уплату государственной пошлины на надлежащий КБК, не представлено.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда законными и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь его отмену. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы
садоводческого товарищества "ВДК" и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 19 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого товарищества "ВДК" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Попов
Судьи И.А. Медведева
А.Д. Халиулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.