Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Попова Г.В,
судей Салиховой Э.И. и Халиулина А.Д,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Загайнова А.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 марта 2019 года, которым административное исковое заявление Загайнова А. А.овича к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о возложении обязанности провести публичные слушания оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Загайнов А.А. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", в котором просил обязать административного ответчика провести публичные слушания для решения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер "N".
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровый номер "N", который имеет вид разрешенного использования "для ведения садоводства". С целью изменить вид разрешенного использования земельного участка на другой вид - "для размещения индивидуального жилого дома", он обратился в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" с соответствующим заявлением, в удовлетворении которого ему было отказано. Указанный отказ считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Загайнов А.А. просит решение отменить, ссылаясь на несогласие с доводами суда о том, что он обязан обращаться к административному ответчику в порядке статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Загайнов А.А, представители администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, о причинах неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы настоящего дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не находит.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Загайнов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером "N", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, расположенного по адресу: "адрес"
24 июля 2018 года Загайнов А.А. в лице представителя С. обратился в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" с заявлением об изменении указанного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования - "для размещения индивидуального жилого дома".
22 августа 2018 года администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" направила в адрес заявителя письменный ответ "N", в которым указала о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "N", сославшись на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 декабря 2009 года названный земельный участок расположен в зоне Р-1, предназначенной для организации парков, скверов, бульваров, используемых в целях отдых, проведения досуга населения, а также для размещения объектов, обеспечивающих эти цели.
Из содержания административного иска следует, что Загайнов А.А, заявляя требование о возложении обязанности провести публичные слушания, вопрос о проведении которых в указанном выше заявлении от 24 июля 2018 года им не ставился, фактически выражает несогласие с отказом административного ответчика изменить вид разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу положений пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь перечисленных в данном пункте категорий, в том числе земли населенных пунктов (подпункт 2).
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденными решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 декабря 2009 года N 30-V, спорный земельный участок с кадастровым номером "N" расположен в зоне городских парков, скверов, бульваров (Р-1). Зона предназначена для организации парков, скверов, бульваров, используемых в целях отдых, проведения досуга населения, а также для размещения объектов, обеспечивающих эти цели.
Градостроительным регламентом данной зоны установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков: основные виды разрешенного использования: отдых (рекреация), природно-познавательный туризм, земельные участки (территории) общего пользования; вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта, земельные участки (территории) общего пользования, культурное развитие; условно разрешенные виды разрешенного использования: религиозное использование, общественное питание, выставочно-ярмарочная деятельность, спорт, туристическое обслуживание, связь, историко-культурная деятельность.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом приведенного правового регулирования правильно исходил из того, что ни один из видов разрешенного использования земельных участков зоны городских парков, скверов, бульваров (Р-1) не предполагает размещение индивидуального жилого дома, спорный земельный участок приобретен Загайновым А.А. по договору купли-продажи от "дата" то есть после принятия Правил землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденных решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 декабря 2009 года N 30-V, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о законности отказа администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в изменении вида разрешенного использования земельного участка. При этом судом верно отмечено, что из заявленных требований, которые не были уточнены административным истцом в ходе судебного разбирательства, неясно об изменении какого вида разрешенного использования земельного участка (основного, вспомогательного или условно разрешенного) он просит административного ответчика.
Ссылка в апелляционной жалобе о несогласии Загайнова А.А. с тем, что он обязан обращаться к административному ответчику в порядке статьи 33 ГрК РФ, не влияет на правильность принятого по делу решения.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ). Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 ГрК РФ, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности, принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования, проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ и частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ.
Решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 27 июня 2018 года N 680-VI утверждено Положение о порядке проведения общественных обсуждений по вопросам, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, в муниципальном образовании "Город Йошкар-Ола", в пункте 1.1 которого указано на то, что настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения общественных обсуждений в муниципальном образовании "Город Йошкар-Ола" по проекту Генерального плана, проекту Правил землепользования и застройки, проекту Правил благоустройства территорий, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска о возложении на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанности провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Загайнова А.А. и отмены решения суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ административное дело рассмотрено в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Загайнова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Попов
Судьи Э.И. Салихова
А.Д. Халиулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.