Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В,
судей Халиулина А.Д. и Салиховой Э.И,
при секретаре Кулагиной Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Смирновой Т.Г. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 марта 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Смирновой Т. Г. к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И, судебная коллегия
установила:
Смирнова Т.Г. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным уведомления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 11 декабря 2018 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении на административного ответчика обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В обоснование административный истец Смирнова Т.Г. указала, что является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: "адрес", с кадастровым номером "N", обшей площадью "... ", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка он расположен территориальной зоне "Зона застройки многоквартирными жилыми домами" (Ж-1).
3 декабря 2018 года Смирнова Т.В. через представителя подала в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, по результатам рассмотрения которого получила уведомление от 11 декабря 2018 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее - уведомление о несоответствии).
Уведомление о несоответствии основано на том, что размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования территориальной зоны Ж-1 (зона застройки многоквартирными жилыми домами), в границах которой расположен земельный участок, поскольку перечнем видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Ж-1, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденными решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 декабря 2009 года, размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Административный истец считает уведомление о несоответствии незаконным, препятствующим реализации прав собственника земельного участка. Ссылаясь на положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о правах собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, недопустимости ограничения прав, положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о праве собственника земельного участка возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, возможности ограничения прав собственника только по основаниям, установленным ЗК РФ, Смирнова Т.В. указывает, что в отношении земельного участка с кадастровым номером "N" никаких ограничений права собственности не зарегистрировано, вид разрешенного использования земельного участка согласно кадастровому паспорту - "для ведения личного подсобного хозяйства", в связи с чем на нем разрешается размещение жилого дома.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Смирнова Т.В. просит об отмене решения суда, считая не соответствующими нормам материального права выводы о законности решения администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 11 декабря 2018 года. Указывает, что право собственности на земельный участок у нее возникло до принятия градостроительного регламента, которыми установлена зона Ж-1, что должно было учитываться судом, также как и положения статей 206, 209, 260 ГК РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в административном деле, не явились, в материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении. Почтовое судебное извещение, направленное Смирновой Т.Г. по адресу, указанному ею, не получено. По телефону ее представитель пояснил, что о времени и месте рассмотрения дела она извещена. Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Смирнова Т.Г. является собственником земельного участка по адресу: "адрес" с кадастровым номером "N" обшей площадью "... " категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от "дата"). Основанием для регистрации права собственности явилось свидетельство на право пожизненного наследуемого владения земельным участком от "дата".
Согласно градостроительному плану земельного участка от 24 мая 2019 года, земельный участок расположен в территориальной зоне "Зона застройки многоквартирными домами (Ж-1)", в отношении которой установлен градостроительный регламент. На земельном участке расположен 1-этажный жилой дом.
Имея намерение осуществить на земельном участке строительство нового индивидуального жилого дома, Смирнова Т.Г. в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) обратилась в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Согласно полученному административным истцом уведомлению
о несоответствии "N" от 11 декабря 2018 года размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования территориальной зоны Ж-1 (зона застройки многоквартирными жилыми домами), в границах которой расположен земельный участок, поскольку перечнем видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Ж-1, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом первой инстанции не установлена, с чем судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Разрешая заявленные Смирновой Т.Г. требования, суд первой инстанции, проанализировав положения ГрК РФ, ЗК РФ, Правил землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", установив, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, в соответствии с градостроительным регламентом расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки многоквартирными домами), для которой индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено в качестве разрешенного вида использования земельных участков, не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами, изложенными в судебном решении, считает их соответствующими фактическим обстоятельствам дела и правовому регулированию спорных правоотношений.
В соответствии с положениями статьи 51.1 ГрК РФ, введенной в действие с 4 августа 2018 года, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) (часть 1).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7).
В силу части 10 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, в частности, в случаях, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно части 11 в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Требованиям статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии от 11 декабря 2018 года соответствует, в нем содержатся предусмотренные законом основания для направления застройщику такого уведомления с указанием установленного вида разрешенного использования земельного участка, в связи с которым на спорном участке не допускается строительство нового индивидуального жилого дома.
В соответствии с градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", индивидуальное жилищное строительство не относится к видам разрешенного использования земельного участка, расположенного в зоне Ж-1. Принимая во внимание положения статьи 85 ЗК РФ об обязательности градостроительных регламентов для исполнения всеми собственниками и пользователями земельных участков, использовании земельных участков только в соответствии с предусмотренным видом разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны, возможности строительства новых объектов недвижимости на земельном участке только в соответствии с установленным градостроительным регламентом, оспариваемое административным истцом решение органа местного самоуправления в полной мере согласуется с требованиями закона. Иное решение противоречило бы существующему градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны.
Владение Смирновой Т.Г. земельным участком на правах собственника с "дата", до принятия градостроительного регламента, не является обстоятельством, имеющим юридическое значение в рассматриваемом случае.
В части 8 статьи 36 ГрК РФ и в части 4 статьи 85 ЗК РФ закреплено положение, согласно которому земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Данное положение подлежит применению в совокупности с иными нормами градостроительного и земельного законодательства. Так, допуская использование ранее предоставленного земельного участка или объекта капитального строительства без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, реконструкция существующих объектов разрешается лишь путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, что предусмотрено частью 9 статьи 36
ГрК РФ. В соответствии с абзацем 6 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не установлено. Постановленное решение принято в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению в спорных правоотношениях, и без нарушения норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирновой Т.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В. Попов
Судьи
А.Д. Халиулин
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.