Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Идрисовой Т.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Игонченкова А.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл К. "N" от 18 января 2019 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 1 (г. Владимир) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по РВСН) Игонченкова А. Н, зарегистрированного по адресу: "адрес" ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
установила:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл К. от 18 января 2019 года "N" начальник жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 1 (г. Владимир) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по РВСН) (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) Игонченков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба Игонченкова А.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Игонченков А.Н. просит отменить постановление должностного лица административного органа. Указывает, что материалами дела не доказано наличие его вины, с учетом нахождения его в постоянных командировках.
На рассмотрение жалобы Игонченков А.Н. не явился, был извещен надлежащим образом.
Изучив жалобу, выслушав объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл М, просившего отказать в удовлетворении жалобы, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении "N", судья приходит к следующему.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) установлены требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) установлены правовые основы охраны атмосферного воздуха в целях реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу требований статьи 28 Федерального закона N 96-ФЗ за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
По смыслу статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Как усматривается из материалов дела, "дата" в "... " в ходе проведения внеплановой выездной проверки по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России установлено, что по месту осуществления производственной деятельности на эксплуатируемом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду - "... " (код объекта "N", дата ввода объекта в эксплуатацию "дата"), расположенной по адресу: "адрес" в нарушение требований статьи 16, пунктов 2, 3, 4 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ, статьи 28 Федерального закона N 96-ФЗ не соблюдены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, обязанное вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год, в установленные законодательством сроки до 1 марта 2018 года, до 20 апреля 2018 года, до 20 июля 2018 года, до 20 октября 2018 года не внесло подлежащие к уплате платежи за осуществленные в процессе производственной деятельности котельной в 1, 2, 3 кварталах 2018 года выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе: актом проверки от "дата" "N", протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от "дата", протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от "дата", протоколом об административном правонарушении от "дата" "N".
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из пункта 18 Положения о Жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе N 1 (г. Владимир) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации (по РВСН) следует, что начальник отдела осуществляет руководство деятельностью отдела в рамках полномочий, предоставленных ему доверенностью, настоящим положением, обеспечивает соблюдение работниками отдела требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.3, 2.6, 2.9, 2.13 должностной инструкции начальника отдела жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 1 (г. Владимир) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации (по РВСН) начальник отдела относится к категории руководителей; представляет государственным органам информацию в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обеспечивая при этом соблюдение требований законодательства Российской Федерации; осуществляет руководство деятельностью отдела в рамках полномочий, представленных ему доверенностью; обеспечивает соблюдение работниками отдела требований законодательства Российской Федерации; руководит текущей финансовой деятельностью отдела. Согласно пункту 4.2 указанной инструкции начальник отдела несёт ответственность за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом начальника филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по строевой части от 23 июля 2018 года "N" Игонченков А.Н. назначен на должность начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 1 (г. Владимир) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации (по РВСН).
Установив, что Игонченков А.Н, являясь должностным лицом на момент совершения административного правонарушения, исполняя с 23 июля 2018 года должностные обязанности начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 1 (г. Владимир) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации (по РВСН), не предпринял какие-либо меры по устранению допущенных учреждением нарушений в части несоблюдения сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством сроки, а также не предпринял какие-либо меры по недопущению в дальнейшем подобных нарушений, должностное лицо административного органа составило в отношении Игонченкова А.Н. протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41
КоАП РФ, и впоследствии признало его виновным в совершении указанного правонарушения.
Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы Игонченкова А.Н. согласился с выводом должностного лица административного органа о наличии в действиях Игонченкова А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, не усмотрев при этом оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Оснований не соглашаться с этими выводами, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
Вопреки доводу жалобы нахождение Игонченкова А.Н. в командировках не освобождает его от принятия всех необходимых исчерпывающих, своевременных мер к соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Кроме того, в материалах дела не имеется сведений и должностным лицом не представлено доказательств того, что с момента назначения на должность Игонченковым А.Н. предпринимались какие-либо меры к соблюдению природоохранного законодательства.
Материалами дела подтверждено, что Игонченковым А.Н, исполнявшим с 23 июля 2018 года должностные обязанности начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 1 (г. Владимир) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации (по РВСН) и по состоянию на 18 января 2019 года не предприняты какие-либо меры по устранению допущенных учреждением нарушений в части несоблюдения сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством сроки.
Административное наказание назначено должностным лицом в пределах санкции статьи 8.41 КоАП РФ и является минимальным.
При производстве по делу порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности, принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не были нарушены.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9
КоАП РФ, судья
решила:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл К, "N" от 18 января 2019 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2019 года оставить без изменения, жалобу Игонченкова А.Н. - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.