Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Кононовой Л.И,
судей Муратовой Н.И, Безгиновой Л.А.
при секретаре судебного заседания Кузьмичевой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя третьего лица - администрации города Ессентуки по доверенности Я.В.И.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 19 сентября 2018 года по гражданскому делу по иску Щербакова А.С. к Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, признании права на получение земельного участка, возложении обязанности подготовить проект договора,
заслушав доклад судьи Кононовой Л.И,
установила:
Щербакова А.С. обратился в суд с иском к Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки о признании незаконным отказа Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в районе N, исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка;
признании за ним права на получение указанного земельного участка на основании договора аренды, исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка;
возложении обязанности на Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки в тридцатидневный срок после вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора аренды земельного участка исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка и выдать его заявителю или направить ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В обоснование исковых требований указано, что истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, находящееся по адресу: СК, "адрес" м.
Земельный участок с кадастровым номером N ранее был предоставлен ему на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка N-з от ДД.ММ.ГГГГ для завершения строительства офиса, офисных зданий делового и коммерческого назначения, площадью 290 кв.м, по адресу: "адрес", в районе N.
В связи с регистрацией права собственности на достроенное нежилое здание - офисное здание делового и коммерческого назначения, возникла необходимость заключить новый договор аренды земельного участка под существующим объектом.
11 января 2018 года он обратился через МАУ "МФЦ" в Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки за заключением договора аренды земельного участка.
21 марта 2018 года его пригласили в МАУ "МФЦ" для подписания проекта договора аренды, подготовленного Комитетом по муниципальной собственности г.Ессентуки.
В процессе ознакомления с текстом проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 290 кв.м, по адресу: "адрес", в районе N ему стало известно, что арендодателем предложена ставка аренды за земельный участок, не соответствующая требованиям действующего законодательства и завышенная в три раза, составившая 4,59% от кадастровой стоимости земельного участка.
Размер ставки земельного налога определен решением Совета г.Ессенткуи от 10.11.2010 N 14 "Об установлении и введении земельного налога на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки" и согласно п.1.1 Решение должна составлять в данном случае 1,5 от кадастровой стоимости земельного участка.
Земельные участки, расположенные на территории курорта Ессентуки ( в границах округов санитарной охраны (горно-санитарной) охраны курорта) в силу закона являются землями особо охраняемых природных территорий.
Считает, что поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером N, расположенный на территории курорта Ессентуки (в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны), относится к землям особо охраняемых природных территорий, ограничен в обороте, то при расчете арендной платы в отношении него, должен применяться коэффициент 1,5 от кадастровой стоимости земельного участка.
Впоследствии истец уточнил основания исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, указав, что 25 апреля 2018 года заместителем прокурора города младшим советником юстиции К.А.А. в Думу города Ессентуки внесен протест на решение Совета города Ессентуки от 23.12.2011 г. N130 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка установления сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа города - курорта Ессентуки" путем изменения и внесения соответствующих дополнений.
25 июня 2018 года протест был рассмотрен на заседании Думы города Ессентуки и вынесено решение об его удовлетворении за номером 55, внесено соответствующее дополнение:
"В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с настоящим Порядком, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога".
Решение Думы города Ессентуки от 26.06.2018 г. N55 было опубликовано в газете "Ессентукская Панорама" N26 (1359) от 05.07.2018 г.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 19 сентября 2018 года исковые требования Щербакова А.С. удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки от 26 апреля 2018 года N 1565-3 о предоставлении Щербакова А.С. в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в районе N, исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Признал право Щербакова А.С. на получение земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в районе N, на основании договора аренды исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Возложил на Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки обязанность в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора аренды земельного участка исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в районе N, выдать проект договора аренды заявителю Щербакова А.С, либо направить проект по адресу, содержащемуся в заявлении о предоставлении земельного участка.
В апелляционной жалобе представитель 3-го лица - администрации города Ессентуки Я.В.И. просит решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 19.09.2018 отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Щербакова А.С. Ссылается на судебную практику (Определение Верховного суда РФ от 27.12.2017г. по делу N19-КГ17-35) и положения, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 03.12.2008г. N244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", считает, что размер арендной платы в отношении и спорного земельного участка с кадастровым номером 26:30:040307:473, площадью 290 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", являющегося собственностью муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки, должен рассчитываться на основании решения Совета города-курорта Ессентуки от 23.12.2011 N 130, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.
Каких-либо заявлений о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером: N, от Щербакова А.С. в адрес Комитета не поступало, в связи с чем не мог рассматриваться вопрос о применении указанного Решения Совета города-курорта Ессентуки от 23.12.2011 N 130 (с внесенными изменениями от 26.06.2018г.) и возможности предоставления вышеуказанного земельного участка в собственность.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N отнесен к категории - земли населенных пунктов.
Указывает, что признание курорта Ессентуки курортом федерального значения не свидетельствует об отнесении его к землям особо охраняемых природных территорий. В связи с этим считает, что при расчете арендной платы, подлежит применению ставка арендной платы в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, указанная в предоставленном истцу для подписания проекте договора аренды земельного участка, а не ставка земельного налога - 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Щербакова А.С.
просит решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 19.09.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии явился представитель истца Щербакова А.С. по доверенности К.В.И. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителя истца К.В.И, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Щербакова А.С. на праве собственности принадлежит нежилое здание - "Офисное здание делового и коммерческого назначения", расположенное по адресу: "адрес", N.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Комитетом по муниципальной собственности г.Ессентуки был заключен договор аренды N-з, согласно которому Щербакова А.С. для завершения строительства предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес", N, общей площадью 290 кв.м.
После завершения строительства указанного нежилого здания и регистрации права собственности на него в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ, запись N (л.д.19), 11 января 2018 года Щербакова А.С. обратился через МАУ "МФЦ" в Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки с заявлением о заключении договора аренды в отношении вышеуказанного земельного участка под существующим объектом недвижимости.
По результатам рассмотрения заявления Щербакова А.С. о заключении договора аренды, ответчиком был подготовлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 290 кв.м, по адресу: "адрес", в районе N, в котором размер арендной платы за Участок в годовом исчислении 2018 года составил 45710 рублей 77 коп, исходя из ставки 4,59% от кадастровой стоимости земельного участка (л.д.74-78).
На обращение истца о приведении договора аренды земельного участка в соответствии с п.9 (1) Порядка определения размера арендной платы, утв. Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.03.2016 N 112-п, в части ставки арендной платы, ответчик в письме от 26.04.2018 сообщил, что применение п.9.1 Порядка не представляется возможным, поскольку курорт федерального значения Ессентуки в перечне особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 2055-р, отсутствует.
В связи с возникшим спором о размере ставки арендной платы в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером N, площадью 290 кв.м, по адресу: "адрес", в районе N, истец обратился с указанными выше требованиями в суд.
Удовлетворяя исковые требования Щербакова А.С, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.8, 36 Конституции РФ, ст.6 Закона Ставропольского края "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", ст.ст.12, 209, 424 ГК РФ, п.11 ст.1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об охраняемых природных территориях", Указом Президента РФ от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 N 14, п.8 ст.28 Закона о приватизации, ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп.7 п.1 ст.1, п.4 ст.22, пп.1 п.5 ст.27, пп.3,5 ст.65, пп.1, 2 п.5 ст.39.16, пп.5-7 ст.39.17 Земельного кодекса РФ и п.10 ст.3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п.п.9.1, 11 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.03.2016 N 112-п, Решением совета г..Ессентуки от 10.11.2010 N 14 ( в ред. от 23.11.2016) "Об установлении и введении земельного налога на территории муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки", пришел к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером N, площадью 290 кв.м, по адресу: "адрес", в районе N, относится к числу земель особо охраняемых природных территорий, что свидетельствует о невозможности его предоставления в собственность в связи с отнесением к земельным участкам,
ограниченным в обороте, а потому отказ Комитета по муниципальной собственности г..Ессентуки от 26.04.2018 в предоставлении Щербакова А.С. указанного земельного участка в аренду по ставке арендной платы - 1,5% от его кадастровой стоимости, является незаконным. Суд признал, что истец вправе требовать предоставления указанного земельного участка в аренду путем заключения с ответчиком договора аренды, исходя из установленной п.9.1 Постановления Правительства Ставропольского края N 112-п от 29.03.2016 ставки арендной платы в размере 1,5% его кадастровой стоимости, и обязал ответчика в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить договор аренды земельного участка на указанных условиях.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны.
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом федерального значения понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.
С принятием Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из земель особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем в силу части 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Закона (30.12.2013), сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в установленном до дня его вступления в силу порядке.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, утвержден решением Совета города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 23.12.2011 N 130 (далее - решение N 130) и опубликован в городской общественно-политической газете "Ессентукская панорама" от 29.12.2011 N 51/СВ (1025).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 (вступило в силу 12.08.2017) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные указанным постановлением, дополнены абзацем следующего содержания: "принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
Кроме того, по результатам рассмотрения протеста заместителя прокурора города Ессентуки от 25.04.2018 N 7-86-2018 решением Думы города курорта Ессентуки Ставропольского края от 26.06.2018 N 55 в решение N 130 внесены изменения, согласно которым Приложение к решению дополнено пунктом 8.1 следующего содержания: "В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с настоящим Порядком, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога".
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст.59, 60, 67 ГПК РФ, суд первой инстанции правильно исходил из того, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности и согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте, предоставлен истцу в аренду в связи с расположением на нем объекта недвижимости, принадлежащего арендатору на праве собственности, в связи с чем пришел к выводу, что размер арендной платы по договору аренды указанного земельного участка не должен был превышать размер земельного налога, составляющего 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 16.05.2019 N 308-ЭС 19-5851 по делу N А63-16342/2018.
Из представленного суду апелляционной инстанции письма руководителя Ставропольского филиала ФБУ "Территориальный Фонд Геологической Информации по Южному Федеральному округу" от ДД.ММ.ГГГГ N и приложенной к нему Схемы расположения земельного участка с кадастровым номером N, площадью 290 кв.м, по адресу: "адрес", в районе N, следует, что указанный земельный участок находится на территории III зоны санитарной охраны курорта Ессентуки, а также - на территории нераспределенного фонда недр Центрального участка Ессентукского месторождения минеральных подземных вод.
В этой связи доводы апелляционной жалобы третьего лица - администрации города - курорта Ессентуки о том, что спорный земельный участок не относится к особо охраняемым природным территориям, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене постановленного судом решения, так как не опровергают правильность выводов суда, а повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, которую судебная коллегия находит обоснованной.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал в порядке статьи 67 ГПК РФ надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Предусмотренные ст.330 ГПК РФ основания для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 19 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации "адрес" Я.В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.