Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Шурловой Л.А,
судей Калединой Е.Г. и Тепловой Т.В.
при секретаре Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июля 2019 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - первого заместителя главы администрации города Ставрополя М.А.А.
на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 11 апреля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению М.Т.С. к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя об оспаривании постановления администрации об исключения из очереди списка нуждающихся в жилом помещении,
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г,
УСТАНОВИЛА:
М.Т.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г..Ставрополя об оспаривании постановления администрации об исключения из очереди списка нуждающихся в жилом помещении, указав, что она 19 января 2015 года подала заявление в Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя Ставропольского края для рассмотрения по вопросу признания нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе 2014-2015 годы". К заявлению были предоставлены необходимые документы: копия паспорт РФ; копия свидетельства о расторжении брака; копия свидетельства о рождении; копия домовой книги; копия технического паспорта; копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещении, земельный участок; копия свидетельства о браке, копия регистрационного удостоверения, справки ФГУ "Крайтехинвентаризации" (БТИ), копии справок судебных приставов, копия справки о составе семьи.
Постановлением администрации г..Ставрополя в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 гг." от 18.02.2015 года N 258 на основании заявления от 19.01.2015 года и предоставленных документов, её семья в составе двух человек: она и ее сын - Беда Ефим Александрович, 2007 года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014- 2017 годы" муниципальной программы "Обеспечением жильем населения города Ставрополя на 2014-2017 годы". 10.03.2015 она подала необходимое заявление для признания ее семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (займ), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты и предоставила справку от ОАО "Сбербанк" о том, что банк проверил доход ее семьи и определилего, позволяющий получить кредит (ипотеку).
Постановление администрации г..Ставрополя её семья в составе двух человек признана участником Программы. 12.10.2018 года она получила уведомление о постановлении администрации г..Ставрополя на основании 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ от 09.10.2018 года N 2081 об отмене постановления N 258, поскольку в деле отсутствуют документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся, а именно: копия документа, подтверждающее право пользования жилым помещением по адресу: г..Ставрополь, ул. М..; копия решения суда с указанием сведений об определении места жительства ребенка или соглашение родителей об определении места жительства ребенка; отсутствие материалов о месте регистрации Б.Е.А. за период с 19.01.2010 года по 13.11.2013 года (выписки из домовых книг; копии документов, подтверждающих право пользования жилыми помещениями; свидетельства о государственной регистрации права собственности). Однако, на момент подачи заявления и необходимых документов на 19.01.2015 года не требовалась копия документа, подтверждающее право пользования жилым помещением. По требованию она донесла договор аренды жилого помещения с 01.01.2010 года - 01.01.2016 года и 01.01.16 года - 01.12.2016 года в Комитет. И при рассмотрении дела и принятии решения исключении семьи из Программы, данный документ находился в личном деле. Так же имеется справка из ТСЖ "Молодежный" о том, что действительно семья и собственник квартиры проживали в данной квартире с 01.01.2010 года. В решении суда о расторжении брака с отцом Б.А.В. от 21.11.2011 года, по непонятным причинам, мировым судьей не было прописано определение места жительства сына Б.Е.А. Соглашение было достигнуто без споров и решено, что Б.В.А. будет проживать с истцом. При сборе и подаче необходимых документов сотрудник комитета пояснил, что достаточно копии постановления о возбуждении исполнительного производства (предмет: алименты) и справки выплат алиментов.
Соглашение родителей при необходимости было бы составлено, но сотрудник, который принимал документы, его не требовал для подтверждения факта проживания ребенка с ней. Сейчас администрации г..Ставрополя необходимо решение суда или соглашение об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, т.е. им необходимо доказать, что Б.Е.А. проживал и проживает по сей день с ней, а не с его отцом и в том, что состав её семьи - это она, сын Б.Е.А. С рождения (29.12.2007 года) по 13.11.2013 года сын Б.Е.А. зарегистрирован по месту жительства не был, т.к. у М.Т.С. собственного жилья не было и места о регистрации у ребенка не было. Отсутствие регистрации подтверждают сведения из ГУ МВД РФ по СК Управления по вопросам миграции адресно-справочного отдела. Следовательно, сведений о выписок из домовых книг за данный период не может быть. Сведения о государственной регистрации права собственности Б.Е.А. не имеет, т.к. какой-либо собственности у него нет и не было. Данная справка предоставлена Комитету в личное дело в январе 2015 года, но расписки о предоставлении этой справки она не имеет, но без данной справки-выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, семью не признали бы нуждающейся и не включили в программу. Имеется копия, заверенная ПАО "Сбербанк", справки-выписки за период с 01.01.1999 года по 23.12.2016 года из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что доказывает отсутствии у Б.Е.А. какого- либо имущества. Она и ее сын Б.Е.А, не имея собственного жилья, проживали вместе с собственником квартиры Перехода А.П. с 01.01.2010 года - 16.05.2016 года, где был составлен договор пользования жилым помещением по адресу: г..Ставрополь, ул. М. Так же был составлен акт с подписями соседей, в котором они подтверждают, что они проживали в период с 01.01.2010 года - 04.05.2016 года по данному адресу.
Документы, которые не хватают в личном деле для социальной выплаты, она могла бы сразу предоставить, но у нее их не требовали и поставили в очередь.
Истец просила суд восстановить срок для обжалования постановления администрации N 2081 от 09.10.2018 года, признать недействительным постановление администрации N 2081 от 09.10.2018 года, обязать администрацию города Ставрополя восстановить право семьи М.Т.С. на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017" и включить в сводно-учетный список молодых семей, подавших заявление для участия в подпрограмме в той же хронологической последовательности, в какой находились ранее на учете.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 11 апреля 2019 года исковые требования М.Т.С. удовлетворены.
Суд восстановил срок для обжалования постановления администрации города Ставрополя N 2081 от 09.10.2018 года.
Суд признал недействительным постановление администрации N 2081 от 09.10.2018 года.
Суд обязал администрацию города Ставрополя восстановить право семьи М.Т.С. на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017" и включить в сводно-учетный список молодых семей, подавших заявление для участие в подпрограмме в той же хронологической последовательности, в какой находились ранее на учете.
В апелляционной жалобе первый заместитель главы администрации города Ставрополя М.А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Ч.М. в полном объеме. В материалах учетного дела семьи Б. отсутствуют документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", утвержденным постановлением администрации города Ставрополя от 27.01.2012 N 178, а именно: копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением по указанному адресу; копия решения суда с указанием сведений об определении места жительства ребенка или соглашение родителей об определении места жительства ребенка (при раздельном проживании родителей). Согласно материалов учетного дела в отношении Беда Е.А. отсутствовали сведения о месте регистрации за период с 19.01.2010 по 13.11,2013. Кроме того, отсутствуют документы, подтверждающие право граждан, состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: выписки из домовых книг (поквартирных карточек, похозяйственных книг) по предыдущему адресу регистрации; копии документов, подтверждающих право пользования жилыми помещения по предыдущему адресу регистрации; свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилые помещения по предыдущему адресу регистрации. Отсутствие указанных документов не позволяло установить, являлась ли семья Беда нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи Беда Т.С. общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав истца М.Т.С, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Во исполнение условий Федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Согласно пункту 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением администрации г. Ставрополя в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 гг." от 18.02.2015 года N 258 на основании заявления от 19.01.2015 года и предоставленных документов, семья истца в составе двух человек: истец М.Т.С. и ее сын - Б.Е.А. ** года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017 годы" муниципальной программы "Обеспечением жильем населения города Ставрополя на 2014-2017 годы".
Постановление администрации г Ставрополя от 23.03.2015 года N 541 семья истца в составе двух человек признана участником Программы.
Согласно уведомлению от 12.10.2018 года семья истца исключена из очереди списка нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2017 годы", на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Основанием для исключения из списка явилось отсутствие документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно документов, подтверждающих право пользования жилым помещением по указанному Маховой Т.С. адресу, копия решения суда с указанием сведений об определении места жительства ребенка или соглашение родителей об определении места его жительства, выписки из домовых книг по предыдущему адресу регистрации, копии документов, подтверждающих право пользования жилыми помещениями по предыдущему адресу регистрации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения, ч. 4 ст. 52, п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом установленных фактических обстоятельств пришел к выводу, что у администрации города Ставрополя не имелось оснований для исключения семьи М.Т.С. из списка нуждающихся в жилых помещениях для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2014-2017 года", поскольку все документы, на отсутствии которых ссылается КУМИ города Ставрополя, имеются в учетном деле.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применены нормы материального и процессуального права.
Из материалов дела видно, что на момент подачи заявления и необходимых документов - на 19.01.2015 года не требовалась копия документа, подтверждающее право пользования жилым помещением.
Однако, по требованию Администрации города Ставрополя, истец предоставила договор аренды жилого помещения с 01.01.2010 года - 01.01.2016 г. и 01.01.16 ? 01.12.2016 гг.
Так же имеется справка ТСЖ "Молодежный" о том, что действительно семья истца и собственник квартиры проживали в квартире по ул. М, в городе Ставрополе с 01.01.2010 года, указанная квартира находится в собственности у П.А.П.
Согласно договора найма квартиры от 01.01.2016 года, истец проживает по указанному адресу со своим сыном Б.Е.А.
В соответствии со справкой от 26.11.2018 года, истец с сыном действительно проживали с 01.01.2010 года по 04.05.2016 года в квартире по адресу: г. Ставрополь, ул. М, собственником которой является П.А.П.
Об этом свидетельствует так же акт проживания от 19.01.2019 года от соседей по указанному адресу, а именно кв. **
Согласно решению мирового судьи судебного участка N 6 Ленинского района города Ставрополя от 21.11.2011 года, расторгнут брак между Б.А.В. и Б.(М.) Т.С.
Решение суда о расторжении брака также было предоставлено в администрацию города Ставрополя.
Из Постановления о возбуждении исполнительного производства от 14.11.2011 года, с должника Б.А.В, взыскиваются алименты в пользу истца, что подтверждает нахождение ребенка после расторжения брака с матерью.
Согласно справке о составе семьи ООО УК ИНТРАС от 18.10.2017 года, выданной М.Т.С, сын Б.Е.А. и истец проживают совместно по адресу: г. Ставрополь, ул. М, которая приобретена за счет кредитных средств по договору N 389395-КД-2017, и является залоговой.
Согласно сведений ГУ МВД России по СК от 07.11.2018 года N 13/465, 13/466, Б.Е.А. и истец по 04.05.2016 года проживали по адресу г. Ставрополь, ул. М, а с 04.05.2016 года проживают по адресу: ул. М, в городе Ставрополе.
В материалах дела также имеются сведения об отсутствии в собственности истца объектов недвижимости.
Таким образом, судом установлено, что истец предоставила ответчику все необходимые документы, за предшествующие 5 лет (с 2010 года) ее включения в Программу.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что при постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий были допущены нарушения законодательства, и она представила недостоверную информацию о жилищный условиях и составе своей семьи, ею совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, требующих участия со стороны государственной власти в обеспечении его другим жильем.
Обстоятельства не предоставления дополнительных документов, которые, по мнению ответчика необходимы для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, не может быть расценено как выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности, а потому не является законным основанием для исключения семьи истца из списка нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2017 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2017 годы", на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.