Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев жалобу Малахова ... на постановление и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике от 06 февраля 2019 года и решение судьи Петровского районного суда Ставропольского края от 26 марта 2019 года,
установил:
постановлением и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике от 06 февраля 2019 года должностное лицо - начальник государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставропольская краевая ветеринарная лаборатория" (далее - ГБУ СК "Ставропольская краевая ветеринарная лаборатория") Малахов Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Петровского районного суда Ставропольского края от 26 марта 2019 года постановление должностного лица изменено, снижен размер административного штрафа до 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, Малахов Н.Н. просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда, вынесенные отношении него, отменить, производство по делу прекратить.
Одновременно с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
В силу части 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В силу положений указанной процессуальной нормы течение срока на подачу жалобы исчисляется с момента получения лицом, привлеченным к административной ответственности, копии постановления (решения), в том числе, в случае подачи жалобы должностным лицом либо протеста прокурором.
Согласно ходатайства, копия обжалуемого решения получена в ГБУ СК "Ставропольская краевая ветеринарная лаборатория" 01 апреля 2019 года, сведений о более раннем вручении или получении копии решения в деле не имеется. Жалоба направлена 10 апреля 2019 года, то есть в пределах срока, установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Ружанскую Л.В, просившую отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к следующему выводу.
Часть 1 статьи 10.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является осуществление государственного ветеринарного надзора.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Закона о ветеринарии).
Согласно части 1 статьи 2.1 Закона N 4979-1 ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
Основанием для привлечения начальника ГБУ СК "Ставропольская краевая ветеринарная лаборатория" Малахова Н.Н. явились выводы должностного лица о не соблюдении им законодательства РФ в области ветеринарии, а именно учреждение не осуществляет внесение информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров в государственную информационную систему "ВетИС-Веста"; в составе виварии отсутствует вскрывочная, помещение для дезосредств, помещение для хранения лекарственных средств, отдельное помещение для хранения трупов умерщвленных лабораторных животных с изолированным выходом, оборудованное морозильниками промышленного типа; лабораторные исследования проводятся с нарушением следующих требований: помещение ветеринарной лаборатории для вскрытия трупов животных не подключено к системе канализации; не во всех помещениях лаборатории "заразной" зоны работает приточно-вытяжная вентиляция, а именно во время проведения проверки был установлен факт поломки вентиляторов в стене смежной с коридором бактериологического отдела и комнатой для содержания биопробных (лабораторных) животных. Таким образом, имеющаяся в лаборатории приточно-вытяжная вентиляция не обеспечивает должного зонирования помещений по перепадам давления.
Это приводит к тому, что воздух беспрепятственно переносится из "заразной" части лаборатории в "чистую"; стены и потолки помещений бактериологического, серологического и вирусологического отделов, предназначенные для работы с ПБА II-IV групп патогенности, не имеющих гладких поверхностей устойчивых к очистке и дезинфекции, во многих помещениях поверхностный слой штукатурки нарушен, имеет трещины, неровности, краска отслаивается. В отделе приготовления питательных сред на стенах имеются сколы, выбоины облицовочной плитки; часть лабораторной мебели в "заразной" зоне не имеет покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств; лаборатория не оборудована высоконапорными автоматизированными установками для влажной и аэрозольной, и дезинсекции помещений; ветеринарной лаборатории отсутствует автоклав, размещённый в стене смежных помещений, в одном из которых осуществляется загрузка сырья, в другом - выгрузка обезвреженных конфискатов.
Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа признало начальника ГБУ СК "Ставропольская краевая ветеринарная лаборатория" Малахова Н.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассматривая жалобу Малахова Н.Н, с выводами должностного лица федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору согласился.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии лабораторные животные ветеринарных лабораторий должны содержаться в отдельном здании (виварии). В составе вивария должны быть предусмотрены вскрывочная, помещение для дезосредств, помещение для хранения лекарственных средств, помещения и оборудование для хранения трупов умерщвленных лабораторных животных с отдельным изолированным выходом, оборудованные морозильниками промышленного типа. Допускается хранение лекарственных средств в специально оборудованном шкафу.
В части нарушения пункта 9 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии - помещение ветеринарной лаборатории для вскрытия трупов животных не подключено к системе канализации; не во всех помещениях лаборатории "заразной" зоны работает приточно-вытяжная вентиляция, стены и потолки помещений бактериологического, серологического и вирусологического отделов, предназначенные для работы с ПБА II-IV групп патогенности, не имеющих гладких поверхностей устойчивых к очистке и дезинфекции, во многих помещениях поверхностный слой штукатурки нарушен, имеет трещины, неровности, краска отслаивается. В отделе приготовления питательных сред на стенах имеются сколы, выбоины облицовочной плитки; часть лабораторной мебели в "заразной" зоне не имеет покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств; лаборатория не оборудована высоконапорными автоматизированными установками для влажной и аэрозольной, и дезинсекции помещений.
В соответствии с п.10 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии утилизационное помещение должно быть оборудовано автоклавами или трупосжигательной печью. Автоклав должен быть размещен в стене смежных помещений, в одном из которых осуществляется загрузка сырья, в другом - выгрузка обезвреженных конфискатов.
С данными выводами суда первой инстанции следует согласиться.
В то же время выводы суда о том, что у начальника ГБУ СК "Ставропольская краевая ветеринарная лаборатория" Малахова Н.Н. имелись обязательства по внесению информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров в систему ВетИС - Веста нахожу необоснованной.
Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии (ФГИС "ВетИС") введена в эксплуатацию приказом Россельхознадзора от 10 марта 2017 года N 240.
Приказ Минсельхоза России от 30 июня 2017 года N 318 "Об утверждении Порядка представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее" (Зарегистрирован в Минюсте России 30 октября 2017 года N 48727), действует с 11 ноября 2017 года.
Предоставление информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров осуществляется с использованием компонента ВетИС - Меркурий, предназначенного для регистрации результатов ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров и оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде, сохранения и обработки информации о них.
Методические указания по обеспечению функционирования Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии, утверждены Приказом Россельхознадзора от 30 января 2018 года N 53 (Зарегистрирован в Минюсте России 14 марта 2018 N 50349), действует с 26 марта 2018 года.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 ноября 2018 года N 80 утверждены Правила организации проведения лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора).
Согласно пункта 24 Правил организации проведения лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора) сведения о поступивших в лабораторию (центр) пробах (образцах) и результатах их лабораторных исследований (испытаний) подлежат учету в соответствии с порядком организации лабораторной деятельности, установленным законодательством государств-членов. Лаборатория (центр) при проведении исследований (испытаний) в рамках ветеринарного контроля (надзора) принимает меры по внедрению электронной системы учета лабораторной деятельности, предназначенной для автоматизации процесса сбора, передачи и анализа информации о результатах проведения лабораторных исследований (испытаний) проб (образцов).
Таким образом, Решением Комиссии Таможенного союза от 10 ноября 2018 года N 80 утверждены ветеринарно-санитарные правила, регламентирующие ветеринарно-санитарные меры в Евразийском экономическом союзе.
Проверкой установлено, что Учреждение не осуществляет внесение информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров в государственную информационную систему "ВетИС-Веста".
Так за период с 09 января 2018 года по 18 ноября 2018 года ветеринарной лабораторией - испытательным центром Учреждения проведено 637948 исследований, однако в государственной информационной системе "ВетИС - Веста" внесена информация о 20119 результатах исследований.
В соответствии с пунктом 13 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащихся в их базах данных информации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2015 года N 676, "основанием для ввода системы в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию в установленный срок начала эксплуатации".
Из пункта 18 Требований также следует, что "основанием для начала эксплуатации системы является наступление срока, установленного правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию".
Однако, информация об издании указанного нормативного акта отсутствует и на официальном сайте Россельхознадзора нормативно-правовой акт о вводе системы в эксплуатацию, определяющий срок начала эксплуатации, не размещен.
Каких-либо иных приказов, распоряжений, выданных ГБУ СК "Ставропольская краевая ветеринарная лаборатория" уполномоченным органом с указанием начала срока, обязывающего начать эксплуатацию системы с конкретного срока и в полном объеме, а не в тестовом режиме, административным органом не представлено. В связи с чем, полагаю необходимым исключить из оспариваемого постановления должностного лица и судьи районного суда выводы о нарушении требований о внесении информации о результатах лабораторных исследований в ФГИС "ВетИС".
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения несостоятельны, поскольку опровергаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, оснований не доверять которым не имеется.
Оснований для отмены решений и прекращении производства по делу, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ по делу не имеется.
Административное наказание начальнику ГБУ СК "Ставропольская краевая ветеринарная лаборатория" Малахову Н.Н. назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ отмену или изменение обжалуемых актов, не допущено. Нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике от 06 февраля 2019 года и решение судьи Петровского районного суда Ставропольского края от 26 марта 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника ГБУ СК "Ставропольская краевая ветеринарная лаборатория" Малахова.., оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Исключить из постановления должностного лица и судьи районного суда выводы о нарушении требований о внесении информации о результатах лабораторных исследований в ФГИС "ВетИС".
Судья краевого суда Ш.А. Бостанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.