Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора дорожного надзора ОР ДПС ГИБДД г. Будённовск ГУ МВД России по Ставропольскому краю " ... " О.П. на постановление судьи Будённовского городского суда Ставропольского края от 17.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края,
установил:
Постановлением судьи Будённовского городского суда Ставропольского края от 17.05.2019 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - постановление от 17.05.2019).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, государственный инспектор дорожного надзора ОР ДПС ГИБДД г. Будённовск ГУ МВД России по Ставропольскому краю "... " О.П. считает постановление судьи от 17.05.2019 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства. Указывает, что Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - Министерство) в данном случае является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку на него возложены обязанности по содержанию автомобильных дорог в соответствии с предъявляемыми требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения. Полагает, что заключение с подрядчиками государственного контракта на проведение работ не освобождает Министерство от выполнения своих обязанностей по осуществлению контроля (надзора) за качеством выполненных работ.
Просит восстановить срок для обжалования постановления судьи, отменить постановление судьи городского суда от 17.05.2019, дело направить на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав заместителя начальника Отдела правового и кадрового обеспечения Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Есаян Н.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, просившей оставить постановление городского суда без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как видно из материалов дела, копия постановления судьи от 17.05.2019 направлена в адрес командира ОР ДПС ГИБДД г. Будённовск ГУ МВД России по Ставропольскому краю 23.05.2019 сопроводительным письмом Будённовского городского суда (л.д. 154).
Сведения о вручении указанной судебной корреспонденции в деле отсутствуют.
В жалобе заявитель просит восстановить срок для обжалования постановления судьи городского суда от 17.05.2019, при этом указывает, что данный процессуальный срок им пропущен не был.
Жалоба должностного лица на постановление судьи от 17.05.2019 поступила в Будённовский городской суд 05.06.2019 вх. N 1-6492, что удостоверено штампом суда (л.д. 157).
Учитывая, что срок обжалования судебного акта заявителем не пропущен, прихожу к выводу, что необходимость его восстановления отсутствует.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что 07.03.2019 государственным инспектором дорожного надзора ОР ДПС ГИБДД г. Будённовск ГУ МВД России по Ставропольскому краю "... " О.П. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 10).
09.04.2019 указанным должностным лицом ГИБДД составлен протокол 26 АА 254646 об административном правонарушении в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, согласно которому 06.03.2019 в 12 часов 45 минут на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Светлоград - Благодарный - Будённовск" (132 км + 560 м) в границе Будённовского района Ставропольского края им допущено нарушение ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г..N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 г..N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, являясь владельцем автомобильной дороги, ответственным по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленными техническими регламентами и другими нормативными документами, в безопасном для движения состоянии, в полномочия которого входят вопросы, связанные с выполнением предусмотренных федеральным законодательством, функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, в том числе функции по содержанию дорог, Министерство не выполнило требования статьи 12 Закона N 196-ФЗ, п.п. 5.2.4, 5.3 ГОСТ Р 50597 - 2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Методы контроля", нарушило требования п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г..N 1090, выразившихся в том, что на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Светлоград - Благодарный - Буденновск" (132 км + 560 м) в границах Будённовского района Ставропольского края покрытие проезжей части имеет дефекты в виде выбоин, затрудняющие движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью и превышающие предельно допустимые размеры. Проведёнными замерами установлено что длина выбоины составляет 2 метра 10 сантиметров, глубина 8 сантиметров, площадью равной 1 метр 5 сантиметров (л.д. 4-7).
Судья городского суда при рассмотрении дела об административном правонарушении, усмотрел основания для прекращения производства по делу, указав на отсутствие в действиях Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Исходя из положений п.п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от
08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьёй 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм и п. 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с п. 3 Порядка организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ставропольском крае, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 26.07.2013 г. N 292-П, организация работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог обеспечивается Министерством. Нормами указанного Порядка установлено, что организация работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных юрог осуществляется на основании размещения заказа на проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
В соответствии с Положением о Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, утверждённым Постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2017 г. N 352-П, Министерство является органом исполнительной власти Ставропольского края, проводящим государственную политику, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере дорожного хозяйства в пределах своей компетенции, выступающим главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций.
Министерство реализует свои полномочия по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Ставропольском крае путем заключения государственных контрактов с эксплуатирующими организациями, при этом обязательства по выполнению работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в соответствии с положениями указанных контрактов возложены на эксплуатирующие организации.
Как следует из материалов дела, 24.12.2018 и 11.03.2019 между Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (государственный заказчик) и ГУП СК "Будённовское межрайонное дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - ГУП СК "Будённовское МДРСУ") заключены государственный контракт N МДХ/19/срд-02 и государственный контракт N МДХ/19/срд-20, согласно положениям которых выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Светлоград - Благодарный - Будённовск" возложено на ГУП СК "Будённовское МДРСУ" (л.д. 69-114).
Согласно п. 1.1 государственного контракта от 24.12.2018
N МДХ/19/срд-02, подрядчик принимает на себя обязательства выполнения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них в Будённовском, Благодарненском, Левокумском, Нефтекумском районах согласно Техническому заданию.
Согласно п. 1.2 государственного контракта от 11.03.2019
N МДХ/19/срд-20 содержание автомобильных дорог и сооружений на них осуществляется в течение всего срока его действия независимо от погодных условий, времени суток, дней недели, праздничных и выходных дней и включает в себя комплекс работ по уходу за автомобильными дорогами, дорожными сооружениями, полосой отвода, элементами обстановки дороги, по организации безопасности движения, предупреждению появления и устранению деформаций и повреждений с целью обеспечения круглогодичного проезда транспортных средств по объектам.
В соответствии с положениями указанных государственных контрактов предприятие обязано выполнять качественно и в полном объёме работы по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них.
В соответствии с техническим заданием (приложение к государственным контрактам) содержание дорог включает в себя комплекс круглогодичных профилактических работ по уходу за дорогами, дорожными сооружениями и полосой отвода, элементами обустройства дорог, организации безопасности движения, а также устранения незначительных деформаций и повреждения конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, поддержания транспортно-эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы", методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утверждённых письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 N ОС- 28/1270-ис, ВСН 4-81.
Принимая решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, судом были установлены все обстоятельства, которые в соответствии с нормами КоАП РФ являются существенными для разрешения настоящего дела.
Выводы суда первой инстанции основаны на полном и тщательном изучении материалов дела, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, и являются правильными.
Кроме этого, как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 07.03.2019.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истёк 06.06.2019.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица на постановление судьи от 17.05.2019 срок давности привлечения к административной ответственности истёк, то возможность правовой оценки действий Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края на предмет наличия состава административного правонарушения и соблюдения порядка его привлечения к административной ответственности в настоящее время утрачена.
При таком положении и с учётом невозможности ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, правовые основания для отмены обжалуемого судебного постановления отсутствует.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Будённовского городского суда Ставропольского края от 17.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края - оставить без изменения, жалобу государственного инспектора дорожного надзора ОР ДПС ГИБДД
г. Будённовска ГУ МВД России по Ставропольскому краю "... " О.П. - без удовлетворения.
Судья
Ставропольского краевого суда О.В. Загорская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.