Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ефремовой О.Н,
при секретаре Силенок О.В,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Белиной Е.Г,
представителя административного истца Широковой А.Д, действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Мишкиной О.О, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Тупикиной Людмилы Дмитриевны о признании недействующими в части постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительство Пермского края постановлением от 25 ноября 2017 г. N 944-п определило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Постановление N 944-п) согласно приложению 1 на 2018 год. Указанное Постановление N 944-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.11.2017, а также в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 48, 04.12.2017, вступило в силу с 01.01.2018.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018, утверждённый Постановлением N 944-п содержит в себе Таблицу 1 - Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень 1). Под N 4905 в Перечень включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.
Правительством Пермского края 29.11.2018 принято постановление N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 756-п). Нормативный правовой акт опубликован 03.12.2018 в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N 47 часть 2, а также размещен 30.11.2018 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2018.
Пунктом 1 названного Постановления N 756-п определен на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктом 5302 таблицы 1 приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год" включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.
Тупикина Л.Д, являясь собственником 2-этажного кирпично-шлакоблочного здания лесоцеха, общей площадью 3777,9 кв.м, кадастровый номер **, расположенного по адресу: ****, обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия приложения к Постановлению N 944-п и к Постановлению N 756-п, в части включения в Перечень на 2018 год за N 4905 и в Перечень на 2019 год за N 5302 указанного выше здания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что принадлежащий ему объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Тупикиной Л.Д, так как незаконно возлагает на нее обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в своих пояснениях изложил позицию, указанную в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (до издания постановления Правительства Пермского края от 12.04.2019 N 269-п "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края", вступившего в силу 15.06.2019, Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края), с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372, 378.2, 399 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", постановление Правительства Пермского края от 16.10.2015 N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его принятия и опубликования. По данному основанию участниками судебного разбирательства нормативный правовой акт не оспаривается.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Статьей 402 поименованного кодекса субъектам Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 приведенной статьи, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Пермского края от 10.11.2017 N 140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2018.
Решением Пермской городской Думы от 21.11. 2017 N 243 "О налоге на имущество физических лиц на территории г. Перми" установлен и введен в действие с 01.01.2018 года налог на имущество физических лиц налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, ставка налога определяется с учетом того включены ли объекты налогообложения в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, доводы административного истца являющегося собственником здания включенного в Перечень, определенный Постановлением N 944-и и Перечень, определенный Постановлением N 756-п, о том, что оспариваемые нормативные акты затрагивают его обязанности как налогоплательщика, обоснованы.
Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе, видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 "Налог на имущество организаций". К таким нежилым объектам отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).
В соответствии с законом Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
Проанализировав нормы приведенного федерального и регионального законодательства, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции приходит к выводу, что спорное здание признакам, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не отвечает, поэтому включение данного объекта в Перечень как на 2018 год, так и на 2019 год, является незаконным.
Как установлено судом при рассмотрении административного дела, Тупикина Л.Д. является собственником 2-этажного кирпично-шлакоблочного здания лесоцеха с антресольным этажом (лит. Я), с теплым пристроем (лит. Я1), общей площадью 3777,9 кв.м, с пристроем (лит. Я2), с подстанцией (лит. Я3), с конденсаторной (лит. Я4), с холодным пристроем (лит. Я5), с сортировочной площадкой (лит. Я6) и лестницей (лит. Я7), кадастровый номер **, адрес объекта: ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Здание с кадастровым номером ** расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью 89486 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты IV класса вредности, для размещения промышленных объектов. Указанный земельный участок также принадлежит Тупикиной Л.Д.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка - "промышленные и складские объекты IV класса вредности, для размещения промышленных объектов" однозначно не свидетельствует о размещении на нем исключительно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. В таком случае содержание вида разрешенного использования земельного участка должно было выясняться с учетом фактического использования расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Из плана строения и экспликации к нему следует, что в здании расположены: кабинеты, бытовка, раздевалки, душ, цех, кухня, столовая, кладовые, сушилка, моечная, лесоцех, конденсаторная, красный уголок, а также: коридор, лестничная клетка, туалет. То есть, сведения, содержащиеся в технической документации, не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при этом следует учитывать, что назначение помещения "кабинет" неравнозначно понятию офис, следовательно, могло быть включено в Перечень при условии фактического его использования для размещения перечисленных объектов.
При этом также следует учитывать, что помещения с назначением "кухня", "столовая" имеют общую площадь 201,5 кв. м, что составляет менее 20 процентов от общей площади здания (3777,9 кв.м).
Доказательства, свидетельствующие о том, что проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования на момент включения его в Перечень на 2018 год, в материалах дела отсутствуют. Административным ответчиком данное обстоятельство не отвергается, с указанием на то, что акт фактического использования здания был составлен только 25.07.2018, при формировании Перечня на 2019 год.
Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, спорное здание не подлежало включению в Перечень на 2018 год, поскольку назначение земельного участка и наименования расположенных в нем помещений не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Относительно фактического использования здания по состоянию на 2018 год суд исходит из того, что акт обследования от 25.07.2018 составлен по результатам изучения электронного справочника "2ГИС", поскольку собственник объекта по ул. Новога йвинская, 81 доступ на территорию объекта не обеспечил. При этом как следует из акта по адресу: **** располагается несколько объектов, что подтверждено и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером **, в пределах которого расположено 22 объекта недвижимости, в том числе спорное здание, принадлежащее административному истцу.
На основании обращения Тупикиной Л.Д. от 15.03.2019 Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с определением и изменением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществлен 13.06.2019 повторный выход для определения вида фактического использования спорного здания. Из акта обследования от 13.06.2019 следует, что здание с кадастровым номером ** площадью 3777,9 кв.м является нежилым, имеет назначение "нежилое здание", на момент осмотра здание не используется, находится в аварийном состоянии, менее 20% площади объекта используется для размещения торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административным ответчиком не опровергнуты обстоятельства того, что фактическое использование здания на 2019 год не предполагало размещение в нем офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку здание длительный период находится в аварийном состоянии.
Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, данное здание также и на 2019 год не подлежало включению в Перечень, поскольку назначение земельного участка, наименования расположенных в нем помещений не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также более 20% помещений спорного здания фактически не используется в указанных целях.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что на момент включения спорного здания в Перечень на 2018 год и на 2019 год Правительство Пермского края не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении здания в качестве административно-делового центра и торгового центра (комплекса), а также о размещении в нем офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании более 20 процентов его общей площади для этих целей, суд приходит к выводу о необоснованности включения в оспариваемые Перечни вышеназванного объекта недвижимости, принадлежащего Тупикиной Л.Д.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату, с которой суд считает необходимым признать недействующим оспариваемое в части приложение к Постановлению Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п и приложение к постановлению Правительства Пермского края от 29.11.2017 N 756-п, суд принимает во внимание, что сами акты определяют перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год и 2019 год (соответственно), в оспариваемой части затрагивает интересы самого административного истца. В таком случае суд считает возможным признать приложение к Постановлению Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п и приложение к постановлению Правительства Пермского края от 29.11.2017 N 756-п недействующими в оспариваемой части со дня их принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.
Согласно пункту 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом по уплате госпошлины в размере 300 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Тупикиной Людмилы Дмитриевны удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 4905 таблицы 1 приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать не действующим со дня принятия пункт 5302 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год", определенного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании.
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Тупикиной Людмилы Дмитриевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 10 июля 2019 года.
Судья (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.