Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г,
судей Усовой Н.М, Харина Р.И,
при секретаре Шеине М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 20 по Иркутской области к Попонину Андрею Владимировичу о взыскании задолженности по обязательным платежам,
по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 февраля 2019 г,
установила:
в обоснование административного иска указано, что Попонин А.В. является собственником автомобилей: Мерседес Benz Номер изъят, 1998 года выпуска, государственный номер Номер изъят, дата регистрации права 23.06.2004; Scania R 560 Номер изъят, 2013 года выпуска, государственный номер Номер изъят, дата регистрации права собственности 15.06.2013, прекращение права собственности 25.06.2016г. и моторной лодки Номер изъят, дата регистрации права собственности Дата изъята.
Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области установлено, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, Попонин А.В. не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 49 803 рублей. Поскольку в добровольном порядке задолженность по транспортному налогу Попониным А.В. не была погашена, инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за периоды: с 02.12.2017 по 17.12.2017, с 18.12.2017 по 05.02.2018 в общей сумме 918,70 рублей. Налогоплательщиком обязанность по уплате (своевременной уплате) налогов в установленный законодательством срок не была исполнена, в соответствии с п.1 ст. 45, 69, 70, 75 НК РФ выставлены требования об уплате недоимки по налогам от 06.08.2018 N 133 на общую сумму 50 721,70 рублей. Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьёй судебного участка N 8 Кировского района г. Иркутска 25.06.2018 принят судебный приказ по существу заявленных требований. В связи с представленными возражениями от Попонина А.В. относительно исполнения судебного приказа, Мировой судья определением от 06.08.2018 отменил судебный приказ N 2а-2450/2018, вынесенный мировым судьей в пользу Инспекции.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20.02.2019 с учетом определения от 02.04.2019 об исправлении описки в указанном решении суда, требования Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области удовлетворены частично.
Суд взыскал с Попонина А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области недоимку по транспортному налогу за 2016 года в отношении моторной лодки Р52-79ИГ в размере 195 рублей, пени по транспортному налогу в размере 415,52 рублей.
В остальной части требования Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области оставлены без удовлетворения.
Кроме того, в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
Не согласившись с постановленным решением суда, Межрайонная ИФНС России N 20 по Иркутской области обратилась с апелляционной жалобой, указав в обоснование доводов, что решение является незаконным и необоснованным, поскольку судом не учтены пояснения инспекции по делу от 31.01.2019, которыми исковые требования уточнены и составляют 26 921, 70 руб, в том числе: налог - 26 003, 00 руб, пени - 918 рублей. Указывает, что судом оставлены без удовлетворения требования, не заявленные административным истцом, что свидетельствует о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Полагает необоснованным вывод суда об отсутствии оснований для взыскания с Попонина А.В. транспортного налога за 2016 год в отношении автомобиля Мерседес Бенц 1998 года выпуска в размере 25 808, 00 руб. в связи с нахождением указанного транспортного средства в федеральном розыске с 2001 г. Считает, судом, в нарушение требований ст. 13 КАС РФ, не дана оценка представленным истцом доказательствам, а именно: ответам на запрос налогового органа в ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области относительно автомобиля Мерседес Бенц 1998 года выпуска; в Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области относительного водного транспорта, подтверждающие наличие в собственности у ответчика указанного транспортного средства, а также даты снятия с регистрационного учета принадлежащему ответчику водного транспорта с регистрационным номером Номер изъят.
Обращает внимание, что обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства и прекращается в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Со ссылкой на письмо от 30.09.2013 N 03-05-06-04/40408, а также решение Самарского областного суда от 23.01.2018 N 33а-820/2018, полагает, судом не учтено, что в случае конфискации транспортного средства без снятия его с регистрационного учета уплата транспортного налога производится налогоплательщиком в общеустановленном порядке.
Кроме того, выражает несогласие с произведенным судом расчетом суммы пени, полагая правильным произведенный расчет налоговым органом. А также обращает внимание на несоответствие выводов суда в части указания в мотивировочной части решения о взыскании пени по автомобилю Скания R 560 CA6Х4ESZ в размере 307 руб, сумме указанной в резолютивной части решения в размере 412, 14 руб.
Просит решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20.02.2019 по данному административному делу отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Попонина А.В. транспортного налога за 2016 г. в размере 25 808, 00 руб, пени - 502, 48 руб. и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Попонин А.В, извещенный надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.
Заслушав доклад судьи Усовой Н.М, объяснения представителя административного истца Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области Ивлевой А.А, доводы апелляционной жалобы поддержавшей в полном объёме, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, Попонин А.В. является собственником транспортных средств: Мерседес Benz Номер изъят, 1998 года выпуска, государственный номер Номер изъят (дата регистрации права Дата изъята ); Scania R 560 Номер изъят, 2013 года выпуска, государственный номер Номер изъят, (дата регистрации права собственности Дата изъята, прекращение права собственности Дата изъята ), а также моторной лодки Номер изъят, (дата регистрации права собственности Дата изъята ).
Транспортный налог на основании ст. 356 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пункт 1 ст. 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговые ставки по правилам п. 1 ст. 361 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Пунктом 3 ст. 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Транспортный налог на территории Иркутской области установлен и введен в действие в соответствии с главой 28 части второй Налогового кодекса РФ Законом Иркутской области "О транспортном налоге" от 04.07.2007 N 53-оз.
Согласно налоговому уведомлению N 6950599 от 06.07.2017 Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области произведен расчет транспортного налога за 2016 год в общем размере 53 053 рубля, объекты налогообложения: Мерседес Benz Номер изъят, государственный номер Номер изъят, Scania R 560 Номер изъят, государственный номер Номер изъят, Исудзу ELF, государственный номер Номер изъят, моторная лодка Номер изъят. В связи с чем, у Попонина А.В. возникла обязанность в срок до 01.12.2017 уплатить транспортный налог за 2016 год в общей сумме 53 053 рубля.
По состоянию на 06.02.2018 выставлено требование N 133 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 53 053 рубля, пени по транспортному налогу в размере 926,42 руб, со сроком исполнения до 27.03.2018. Уведомление и требование направлены административному ответчику по электронной почте в личный кабинет налогоплательщика.
Задолженность по налогам и пеням ответчиком не уплачена, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьёй судебного участка N 8 Кировского района г. Иркутска 25.06.2018 принят судебный приказ по существу заявленных требований, отмененный 06.08.2018 связи с представленными возражениями от Попонина А.В. относительно исполнения судебного приказа.
Согласно почтовому штемпелю на конверте, с административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России N 20 по Иркутской области обратилась посредством почтовой связи в Кировский районный суд г. Иркутска 27.09.2018, то есть в пределах установленного п. 3 ст. 48 НК РФ срока.
Таким образом, процедура принудительного взыскания задолженности соблюдена. Налоговым органом принимались меры к взысканию задолженности по налогу, в адрес налогоплательщика своевременно направлялись уведомление и требование, административный истец своевременно обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа, а также своевременно обратился в районный суд.
Разрешая возникший спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая, что за административным ответчиком числится задолженность по налогам и пеням, суд первой инстанции, учитывая, что транспортный налог за автомобиль Scania R 560 Номер изъят был оплачен в период рассмотрения настоящего дела, обоснованно взыскал с Попонина А.В. недоимку по транспортному налогу за 2016 года в отношении моторной лодки Номер изъят в размере 195 руб, пени по транспортному налогу в размере 415,52 руб.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным обстоятельствам и основан на нормах закона.
Рассматривая исковые требования Межрайонной ИФНС России N20 по Иркутской области о взыскании с Попонина А.В. задолженности по транспортному налогу за автомобиль Мерседес Benz Номер изъят, 1998 года выпуска, государственный номер Номер изъят в размере 25 808 рублей, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в указанной части, ссылаясь на то, что указанное транспортное средство находится в федеральном розыске с 2001 года и не эксплуатируется Попониным А.В. с октября 2013 года, что подтверждается представленными административным ответчиком информационными письмами уполномоченных органов.
Судебная коллегия находит выводы суда в данной части необоснованными.
В соответствии с пунктами 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии такие нарушения судом первой инстанции были допущены.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом согласно п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.
Приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Аналогичная норма предусмотрена Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 26.06.2018 N 399.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Ответчик не представил доказательств снятия с регистрационного учета автомобиля Мерседес Benz Номер изъят, 1998 года выпуска, государственный номер Номер изъят.
В связи с этим, неподтверждённый факт нахождения указанного транспортного средства в федеральном розыске, без снятия его с регистрационного учета, внесения изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, в силу императивных положений статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений о регистрации транспортного средства.
Сведений о том, что автомобиль Мерседес Benz Номер изъят, 1998 года выпуска, по состоянию на 2016 год был снят с регистрационного учета или зарегистрирован за иным лицом, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах Попонин А.В, на которого было зарегистрировано транспортное средство является плательщиком транспортного налога на автомобиль марки Мерседес Benz CLK430, 1998 года выпуска, государственный номер Номер изъят, в связи с чем оснований для освобождения ответчика от обязанности по уплате транспортного налога не имеется.
Проанализировав приведенные выше обстоятельства, судебная коллегия считает, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога и у налогоплательщика Попонина А.В. возникла обязанность по уплате транспортного налога в размере 25 808, 00 руб. и пени 446, 91 руб.
Таким образом, исследовав и оценив обстоятельства по делу по правилам ст. 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области о взыскании с Попонина А.В. задолженности по транспортному налогу и пени в размере 26 254, 91 руб, с принятием в отмененной части нового решения о взыскании с Попонина А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области указанной задолженности.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежащим отмене, как постановленное с соблюдением требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и с учетом всех обстоятельств дела, имеющих правовое значение для рассмотрения настоящего спора по существу.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 февраля 2019 г. по данному административному делу отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с Попонина Андрея Владимировича задолженности по транспортному средству за 2016 год Мерседес Benz Номер изъят, государственный номер Номер изъят.
Принять в отмененной части новое решение, которым административные исковые требования Межрайонной ИФНС России Номер изъят по Иркутской области к Попонину А.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 год за Мерседес Benz Номер изъят, государственный номер Номер изъят в размере 26 254, 91 руб, в том числе: налог 25 808, 00 руб, пени 446, 91 руб. - удовлетворить.
Взыскать с Попонина А.В. задолженность по транспортному налогу за 2016 год за Мерседес Benz Номер изъят, государственный номер Номер изъят в размере 26 254, 91 руб.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 февраля 2019 г. по данному административному делу оставить без изменения.
Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Н.М. Усова
Р.И. Харин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.