Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р.Х,
судей: Гаиткуловой Ф.С. и Субхангулова А.Н.
при секретаре Тутаевой Л.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел России на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С, судебная коллегия
установила:
Никитенко Л.Ю. обратился в суд к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что решением Управления миграционной службы по Республике Башкортостан 11 марта 2015 года он был помещён в "... " на 48 часов для осуществления депортации из России на основании пункта 11 статьи 31 Федерального закона N 115 от 25 июня 2002 года "О правовом положении иностранных граждан". Решением Белебеевского районного суда Республики Башкортостан от 21 августа 2015 года признаны незаконными распоряжение Министерства Юстиции РФ от 04 февраля 2015 года N 1385-РН "О нежелательности пребывания на территории Российской Федерации", решение УФМС России по Республике Башкортостан от 11 марта 2015 года "О депортации из России". Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 августа 2015 года указанное выше решение оставлено без изменения, апелляционные жалобы представителя УФМС и Министерства Юстиции по Республике Башкортостан - без удовлетворения. В результате действий государственных органов нарушены его личные неимущественные права, он претерпел страдания и испытал значительные эмоциональные переживания, которые вывели его из обычного душевного равновесия, потерял возможность видеться с детьми, испытал беспомощность и глубокую обиду от незаконных действий органов государственной власти.
Истец просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 1 750 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 декабря 2018 года с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Никитенко Л.Ю. взыскана компенсация морального вреда в сумме 20 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства внутренних дел России Бубеннова Л.В. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что возложение ответственности только на МВД России без Министерства юстиции Российской Федерации является нарушением норм материального и процессуального права. Решение первой инстанции не отвечает требованиям законности и обоснованности. Принято без учета истечения сроков давности, без учета того, что УФМС России по РБ никаких нарушений закона при вынесении решения о депортации не допущено, сам факт причинения морального вреда Никитенко Л.Ю. не доказан, не учтена общественная опасность Никитенко Л.Ю, так находясь в... УФМС России по РБ Никитенко Л.Ю. пребывал в комфортных условиях отличающихся от мест лишения свободы или иной изоляции, а будучи отпущенным из... УФМС России по РБ сразу же совершил тяжкое преступление - причинение тяжких телесных повреждений лицу и в настоящее время отбывает наказание в виде 8 лет лишения свободы.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. ст. 118, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя МВД России Бубеннову Л.В, поддержавшую доводы жалобы, Никитенко Л.Ю, возражавшего апелляционной жалобе, представителя прокуратуры Республики Башкортостан Сафина А.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемое решение указанным требованиям соответствует.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к нематериальным благам относятся, в том числе, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Абзацем первым пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания указанных статей в их взаимосвязи следует, что ответственность субъектов, перечисленных в ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает на общих основаниях, но при наличии указанных в ней специальных условий, выражающихся в причинении вреда противоправными действиями при осуществлении властно-административных полномочий.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с этим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как следует из материалов дела, 04 февраля 2015 года Министерством Юстиции Российской Федерации издано распоряжение N... о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации сроком до 11 марта 2021 года в отношении Никитенко Л.Ю, дата года рождения, уроженца.., являющимся лицом без гражданства, осужденного 01 августа 2013 года Белебеевским городским судом Республики Башкортостан по совокупности приговоров по... Уголовного кодекса РФ к... лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии...
11 марта 2015 года Никитенко Л.Ю, освобождён из... ГУФСИН России по Республике Башкортостан по отбытию срока наказания.
11 марта 2015 года УФМС России по Республике Башкортостан утверждено решение о депортации Никитенко Л.Ю.
11 марта 2015 года решением Кировского районного суда г. Уфы Никитенко Л.Ю. помещён в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан на срок до 11 июня 2015 года.
08 июня 2015 года решением Кировского районного суда Никитенко Л.Ю. помещён в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан на срок до 08 августа 2015 года.
Вступившим в законную силу 29 октября 2015 года решением Белебеевского районного суда Республики Башкортостан от 21 августа 2015 года признаны незаконными распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N... нежелательности Никитенко Л.Ю. на территории Российской Федерации и решение УФМС России по РБ от 11 марта 2015 года о депортации Никитенко Л.Ю. из Российской Федерации. При этом суд установил, что оспариваемые акты приняты с нарушением действующего законодательства Российской Федерации (составной частью которого являются и нормы международного права), существенно нарушают прав и интересы заявителя и его семьи.
Установив приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции, правильно применив нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что решением УФМС России по Республике Башкортостан о депортации нарушены личные неимущественные права Никитенко Л.Ю. и причинены нравственные страдания, в связи с чем взыскал с МВД России за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца компенсацию морального вреда, учитывая распоряжение Правительства Российской Федерации N 141-р от 30 июня 2017 года.
Приведенные выводы суда мотивированы, подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела, отражены в решении суда. Оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными судебной коллегией не установлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание период ограничения свободы, с учетом положения ч. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований истца, взыскав компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей.
Вопреки утверждениям апелляционной жалобы при определении суммы компенсации морального вреда судом были учтены все фактические обстоятельства, при которых Никитенко Л.Ю. причинен моральный вред, личность истца, его индивидуальные особенности, длительность содержания в специальном учреждении. Судебная коллегия соглашается с размером компенсации морального вреда, определенным судом первой инстанции и подлежащим взысканию в пользу истца, и не находит оснований для его изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что УФМС России по РБ никаких нарушений закона при вынесении решения о депортации не допущено, не могут быть признаны судебной коллегией обоснованными, поскольку основаны на неверном понимании правовых норм, предусмотренных ст.61 ГПК РФ, и направлены на переоценку вступившего в законную силу решения суда, которым решение о депортации признано незаконным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы жалобы предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не содержат, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел России - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Мугинова
Судьи: Ф.С. Гаиткулова
А.Н. Субхангулов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.