Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Васильевой Г.Ф,
судей Науширбановой З.А. и Смирновой О.В,
при секретаре Рахматуллиной А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирцева А.В. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация), гаражному потребительскому кооперативу "Автокооператив N 2" (далее - ГПК "Автокооператив N 2") о признании права собственности на гаражный бокс по апелляционной жалобе администрации на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В, объяснения представителя Башкирцева А.Е. Киямова М.Р, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
Башкирцев А.Е. обратился в суд с иском к администрации, ГПК "Автокооператив N 2" о признании права собственности на гаражный бокс.
В обоснование иска указал, что является членом ГПК "Автокооператив N 2", что подтверждается членским билетом и справкой от 04 мая 2018 г, и владельцем гаражного бокса N 47, площадью 20,3 кв. м, расположенного по адресу:..,.., ГПК "Автокооператив N 2", приобретённого 04 мая 2018 г. у ФИО1 (далее - гаражный бокс N 47).
Считает, что как член кооператива, полностью выплативший паевой взнос, имеет право приобрести право собственности на гаражный бокс N 47. Зарегистрировать право собственности на него истец не может ввиду отказа регистрирующего органа из-за отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок.
Полагает, что в силу части 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) приобрел право собственности на гаражный бокс N 47, о признании которого за ним просил суд.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Башкирцева А.Е. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрацией ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, не соответствующего нормам материального права.
В судебное заседание Башкирцев А.Е, представители администрации, ГПК "Автокооператив N 2" не явились, о времени и месте его проведения извещёны надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещённых в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 218, частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьёй 7 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР", с учётом правовой позиции, изложенной в пунктах 11, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов от 29 апреля 2010 г. N 10/22), указал, что гаражный бокс возведён на земельном участке, предоставленном органом местного самоуправления в аренду для эксплуатации капитальных гаражей, с получением необходимых на момент его возведения разрешений.
Принимая во внимание длительное, открытое и непрерывное владение членами кооператива - прежним владельцем ФИО1 и нынешним владельцем Башкирцев А.Е. - недвижимым имуществом, расположенным в границах отведённого земельного участка, суд признал право собственности за истцом.
Судебная коллегия считает выводы суда об удовлетворении исковых требований законными и обоснованными.
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса законодатель в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
В соответствии со статьёй 218 Гражданского кодекса право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (часть 1). Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество (часть 4).
В пункте 11 постановления Пленумов от 29 апреля 2010 г. N 10/22 разъяснено, что в силу части 2 статьи 8 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий части 2, часть 4 статьи 218, часть 4 статьи 1152 Гражданского кодекса).
Из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также в абзаце втором пункта 11 постановления Пленумов от 29 апреля 2010 г. N 10/22, следует, что лица, полностью внесшие свой паевой взнос за объект недвижимого имущества, приобретают право на данный объект недвижимого имущества в полном объёме с момента внесения паевого взноса, а не с момента государственной регистрации права.
Из содержания указанных норм следует, что для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке. При этом в силу закона право собственности членов кооператива на недвижимое имущество возникает с момента выплаты паевого взноса и не зависит от государственной регистрации данного права.
На момент возникновения спорных правоотношений в 1961 г. действовал утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 г. N 1475 примерный устав кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев (далее - Устав).
В соответствии с пунктом 10 Устава кооператив имеет право получать в бессрочное пользование земельные участки для возведения на них гаражей-стоянок. Кооператив осуществляет строительство гаражей-стоянок по типовым проектам и, в виде исключения, по индивидуальным проектам, утверждаемым в установленном порядке, с обязательным применением типовых конструктивных элементов. Строительство может осуществляться кооперативом после утверждения проектов в установленном порядке и по получении разрешения на строительство (пункты 10-11).
Согласно Уставу ГПК "Автокооператив N 2", зарегистрированному постановлением главы администрации Калининского района г. Уфы от 09 ноября 1996 г. N 3337, ГПК "Автокооператив N 2" является некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского кооператива, без ограничения срока деятельности, юридическим лицом с момента государственной регистрации. ГПК "Автокооператив N 2" зарегистрирован в качестве юридического лица в установленном законом порядке 08 августа 1994 г, о чём 07 мая 2013 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись.
Правомерность пользования ГПК "Автокооператив N 2" земельным участком, в границах которого расположен гаражный бокс N 47, подтверждена решением исполнительного комитета Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от 29 июля 1961 г. N 355-5, постановлением мэра г. Уфы Республики Башкортостан от 30 июня 1993 г. N 822, постановлением главы администрации от 07 мая 2003 г. N 1946, договором аренды земельного участка от 26 мая 2003 г. N 1450-03, заявлением ГПК "Автокооператив N 2" о продлении срока действия договора аренды от 04 июня 2010 г. вх. N 12382.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 12 августа 2010 г. N 02/10/1-517164 земельный участок с кадастровым номером.., площадью 5 524 кв.м, расположенный по адресу:..,.., имеет разрешённое использование: занимаемый капитальными и металлическими гаражами, поставлен на кадастровый учёт 30 мая 2003 г.
Таким образом, изначально строительство гаражных боксов осуществлялось на земельном участке, предоставленном в установленном законом порядке в соответствии с разрешённым использованием для гаражей, но без получения разрешения на строительство.
Следовательно, несмотря на то, что истец приобрёл право владения гаражным боксом N 47, что подтверждается распиской представителя ФИО1 Челпанова А.А. от 04 мая 2018 г, принят в члены ГПК "Автокооператив N 2", что подтверждается справкой ГПК "Автокооператив N 2" от 04 мая 2018 г, полностью выплатил паевые взносы в кооператив, за ним не может быть признано право собственности на новую вещь в порядке статьи 218 Гражданского кодекса, так как она создана с нарушением закона. Вследствие чего, спорные правоотношения регулируются положениями статьи 222 Гражданского кодекса.
Из системного толкования части 3 статьи 222, части 1 статьи 615 Гражданского кодекса и разъяснений, содержащихся в пунктах 25, 26 постановления Пленумов от 29 апреля 2010 г. N 10/22 следует, что право собственности на самовольную постройку, возведённую лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При разрешении данной категории споров, помимо требований, установленных частью 3 статьи 222 Гражданского кодекса, необходимо учитывать условия договора аренды. Договор аренды земельного участка от 26 мая 2003 г. N 1450-03 заключен значительно позже возведения гаражей (гаражных боксов), а земельный участок предоставлен в аренду для эксплуатации уже существующих капитальных и металлических гаражей в количестве 133 штук в соответствии с разрешенным использованием этого участка.
Заключая договор аренды на таких условиях, а в последующем продолжая правоотношения без заключения нового договора на ранее согласованных условиях, не требуя изъятия земельного участка, администрация не могла не знать о наличии гаражного бокса N 47 на предоставляемом в аренду земельном участке.
Согласно сообщению ООО "Новус групп" от 12 июля 2019 г N 21С путём натурального обследования земельного участка с кадастровым номером... и выполнения геодезической съёмки гаражного бокса N 47 установлено, что объект капитального строительства расположен в границах земельного участка.
В техническом заключении по результатам технического обследования основных несущих и ограждающих строительных конструкций гаражного бокса N 47 в ГПК "Автокооператив N 2" напротив жилого дома... на предмет оценки их технического состояния и эксплуатационной надежности, утверждённом директором ООО "Партнер-Уфа" 09 июля 2019 г, сделан вывод о том, что в целом конструкции гаражного бокса N 47 соответствуют строительным нормам и правилам. Техническое состояние основных строительных конструкций обследуемого гаражного бокса обеспечивает эксплуатационную надежность объекта. Сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, совокупность предоставленных сторонами письменных доказательств, объяснений представителя истца, позволяет судебной коллегии, проверяющей решение в пределах доводов апелляционной жалобы, прийти к выводу об обоснованности исковых требований Башкирцева А.Е. к одному из ответчиков - администрации о признании права собственности на самовольно возведённое нежилое помещение (гаражный бокс).
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не является субъектом правоотношений, поскольку земельный участок ему не предоставлялся, не представил доказательств того, что он является собственником гаражного бокса N 47, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в силу статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Из представленной в материалы дела расписки представителя ФИО1 Челпанова А.А. от 04 мая 2018 г. следует, что она является достаточным документом, подтверждающим переход права владения гаражным боксом N 47 к Башкирцеву А.Е.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств выдачи разрешения на ввод спорных объектов в эксплуатацию, о нарушении сохранением постройки прав и охраняемых законом интересов других лиц, создании угрозы жизни и здоровью граждан, иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку, установленных судом обстоятельств, выражают несогласие с выводами суда, не содержат правовых оснований для отмены или изменения судебного постановления, вследствие чего апелляционная жалоба администрации подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Сарварова Т.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.