Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Ф.Т. Нурисламова
судей О.Р. Фархиуллиной
Н.Н. Якуповой
при секретаре М.А. Галяутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
В удовлетворении иска ФИО4 к ФИО5 и администрации сельского поселения Новокулевский сельсовет муниципального района адрес РБ о признании недействительной выписки из похозяйственной книги, признании записи в реестре прав собственности на земельный участок недействительной, установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования, отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия
установила:
ФИО4 обратилась с исковым заявлением (с учетом уточнения) к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании недействительной выписки из похозяйственной книги, признании записи в реестре прав собственности на земельный участок недействительной, установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования.
Требования мотивированы тем, что мать истца ФИО1, умершая дата году в адрес РБ, проживала в домовладении по адресу: Республики Башкортостан, адрес, в этом же доме родилась и выросла она.
После смерти матери открылось наследство, состоящее из жилого дома общей площадью 35,9 кв.м, с надворными постройками и земельного участка площадью 2910 кв. метров с кадастровым номером N.., расположенных по адресу: Республики Башкортостан, адрес.
В вышеуказанном домовладении остался проживать родной брат ФИО3, который после расторжения брака переехал жить к матери.
дата брат умер, на момент его смерти совместно с ним по данному адресу никто не проживал и зарегистрирован не был. Ранее брат проживал со своей семьей в селе Новокулево по другому адресу.
Согласно выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от дата, выданной администрацией Новокулевский сельсовет МР адрес Республики Башкортостан, земельный участок площадью 2910 кв. метров с кадастровым номером 02:41:030104:48 расположенный по адресу: Республики Башкортостан, адрес, принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения умершей матери ФИО1 Также согласно выписки из похозяйственной книги, выданной администрацией Новокулевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан N... от дата за ней числится жилой дом по вышеуказанному адресу.
Из-за пропуска шестимесячного срока для принятия наследства, нотариус отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство и рекомендовал обратиться в суд. Также при оформлении соответствующих документов истцу стало известно о том что земельный участок был оформлен в собственность братом, с чем она категорически не согласна, так как это домовладение родителей и в связи с их смертью является наследственным имуществом на которое она и её родные имеют право по закону.
После смерти матери она в течение 6 месяцев фактически вступила во владение и управление наследуемым имуществом, забрала ее ценные вещи и документы, следила за сохранностью наследственного имущества, пользуется земельным участком.
На основании вышеизложенного, истец просил признать недействительной выписку из похозяйственной книги о наличии прав у гражданина на земельный участок, выданной администрацией Новокулевский сельсовет дата ФИО3 Признать запись в реестре прав собственности N... от дата на земельный участок площадью 2910 кв. метров с кадастровым номером 02:41:030104:48 расположенный по адресу: Республики Башкортостан, адрес, за ФИО3 недействительной. Установить факт принятия ею наследства после смерти матери ФИО1 Признать за ней право собственности на жилой дом общей площадью 35,9 кв.м, с надворными постройками и земельный участок площадью 2910 кв. метров с кадастровым номером N... расположенный по адресу: Республики Башкортостан, адрес.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе ФИО4 просит решение отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. Приводит те же доводы, что и в обоснование исковых требований.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав ФИО4, ее представителя ФИО8, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, ФИО1, дата года рождения, уроженка адрес РБ, умерла дата в адрес РБ, о чем дата составлена запись о смерти N.., что следует из свидетельства о смерти I-AP N...
Согласно свидетельства о рождении истца ФИО4 серия II-АО N... ее матерью является ФИО2.
На момент смерти ФИО1 проживала совместно с сыном ФИО3 по адресу: Республики Башкортостан, адрес, что подтвердили допрошенные в суде свидетели.
На момент смерти ФИО1 проживала в доме, расположенном по адресу: Республики Башкортостан, адрес, данный факт подтверждается выписками из похозяйственной книги и не оспаривается сторонами.
Согласно представленного на запрос суда ответа нотариуса от дата за исх. N.., следует, что наследственное дело к имуществу ФИО1 было заведено по заявлению истца ФИО4 то есть по истечении девятнадцати лет, со дня смерти наследодателя и после обращения с настоящим иском в суд. ФИО4 в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, ввиду пропуска срока для принятия наследства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО4, суд первой инстанции исходил из того, что стороной истца не представлено достоверных, объективных и достаточных доказательств фактического вступления в наследство после смерти своей матери в установленный законом срок, что влечет отказ в удовлетворении требований истца об установлении факта принятия наследства.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1114 ГК РФ, днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
На основании ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
По смыслу указанных норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, при отсутствии заявления, либо подачи заявления нотариальному органу по месту открытия наследства о принятии наследства с пропуском установленного шестимесячного срока наследник ФИО4 в силу положений ст. 56 ГПК РФ должна представить доказательства фактического принятия наследственного имущества.
В обоснование заявленных требований истец ФИО4 ссылалась на фактическое принятие наследственного имущества, поскольку после смерти матери забрала ее ценные вещи и документы, следила за сохранностью наследственного имущества, пользуется земельным участком.
Однако каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о вступлении истца во владение или в управление наследственным имуществом, принятии мер по сохранению наследственного имущества, произведении за свой счет расходов на содержание наследственного имущества в течение шести месяцев после смерти матери, материалы дела не содержат.
Сам по себе приезд истца в спорный дом на определенный период времени не свидетельствует о вступлении ею в права наследования в установленный законом шестимесячный срок.
Принятие наследства - это осознанный акт поведения наследника, совершаемый намеренно в целях принятия наследства, в результате которого наследник замещает наследодателя во всей совокупности имущественных прав и обязанностей, иных имущественных состояний, участником которых при жизни был наследодатель. Это означает, что из характера совершенных наследником действий должно однозначно быть видно, что наследство принято.
Располагая сведениями о смерти наследодателя, а, следовательно, об открытии наследства, истец ФИО4 к нотариусу в установленный срок с заявлением о принятии наследства не обращалась, до предъявления в суд настоящего иска в течение более 19 лет не предпринимала действий для оформления, защиты или восстановления своих наследственных прав. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших в реализации наследственных прав в установленный законом срок, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом ФИО4 не представлено.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что сын ФИО1- ФИО3 в спорном домовладении на момент смерти был зарегистрирован, проживал на день открытия наследства, а также остался проживать в домовладении и после смерти матери ФИО1
Данный факт подтвердили также допрошенные в судебном заседании свидетели: ФИО9, ФИО10
Следовательно, ФИО3 приобрел самостоятельное право проживания и пользование указанным жильем и фактически принял наследство после смерти матери ФИО1
Факт принятия ФИО3 наследства после смерти матери подтверждается, тем, что он дата зарегистрировал за собой право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 02:41:030104:48, что подтверждается выпиской из ЕГРН и правоустанавливающим делом на спорный земельный участок.
Основанием для государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок являлась выписка из похозяйственной книги от дата (л.д. 68).
В ходе рассмотрения дела представители администрации сельского поселения Новокулевский сельский Совет МР пояснили, что выписка была выдана ФИО3 ошибочно.
ФИО3, дата года рождения, уроженец д. адрес РБ, умер дата в адрес РБ, о чем составлена запись акта о смерти N... от дата, что следует из свидетельства о смерти IV-AP N...
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди являются его дочери: ФИО5 К, ФИО6 К.
Из ответа на запрос, поступившего от нотариуса нотариального округа адрес Республики Башкортостан от дата за исх. 99, следует, что к имуществу ФИО3, умершего дата заведено наследственное дело N... от дата. С заявлением наследственных прав по закону обратились сестра ФИО4, дочь ФИО5
Доводы истца ФИО4, о том, что ее брат ФИО3 при жизни оформил право собственности на наследуемый после матери земельный участок на основании ошибочно выданной администрацией сельского поселения выписки судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что ФИО3 после смерти матери ФИО1 фактически принял наследство.
В связи с чем, отсутствуют основания полагать о нарушении прав истца ФИО4 при выдаче выписки из похозяйственной книги о наличии прав у гражданина на земельный участок, выданной администрацией Новокулевский сельсовет дата ФИО3
Таким образом, поскольку истец ФИО4 не представила суду первой инстанции необходимых и достаточных доказательств в подтверждение обстоятельства того, что она фактически в срок шесть месяцев со дня смерти наследодателя приняла наследство, в частности доказательств: совместного проживания; вступления во владение или в управление наследственным имуществом; принятия мер по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; несения за свой счет расходов на содержание наследственного имущества; оплаты за свой счет долгов наследодателя или получения от третьих лиц причитавшихся наследодателю денежных средств; взятия вещей и имущества наследодателя, то судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования не имелось, как и оснований для признания недействительной выписки из похозяйственной книги от дата.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения.
Все доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную стороной истца при рассмотрении дела судом первой инстанции, являлись предметом тщательного судебного рассмотрения, выводы по ним, признанные судебной коллегией законными и обоснованными, подробно отражены в оспариваемом решении.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи О.Р. Фархиуллина
Н.Н. Якупова
Справка: судья Гареева А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.