Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Алешиной С.Н.
Латыповой З.Г.
при секретаре Валееве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Галимьяновой Ирины Юрьевны на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 01 февраля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Галимьяновой Ирины Юрьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Уфы о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж как полной навигации и назначении досрочной страховой пенсии - отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Галимьянова И.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Уфы о возложении на ответчика обязанности включить периоды работы в специальный стаж. В обоснование иска указала, что 03 июля 2019 г. она обратилась с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости, как проработавшей в плавсоставе 15 лет, однако решением УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы N 1470 от 02.10.2018 г. ей было отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости. Указывает, что периоды работы в навигацию ответчиком включены в ее специальный стаж по фактически отработанному времени, в то время как период навигации должен быть засчитан за один год работы.
В течение всего периода работы она работала проводницей, т.е. в должности, относящейся к плавсоставу, и поэтому имеет право на досрочную страховую пенсию.
С учетом заявленных уточнений просила признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Уфы от 12.10.2018 г. N 1470 об отказе в назначении пенсии незаконным, включить периоды работы с 23.04.1987 г. по 16.11.1987 г, с 29.04.1988 г. по 26.12.1988 г, с 01.05.1991 г. по 23.12.1991 г, с 29.04.1992 г. по 12.12.1992 г, с 30.05.1993 г. по 26.10.1993 г, с 20.05.1994 г. по 07.11.1994 г, с 26.05.1995 г. по 25.11.1995 г, с 08.07.1996 г. по 04.01.1997 г, с 25.04.1997 г, по 17.01.1998 г, с 24.04.1998 г. по 10.01.1999 г, с 24.04.1999 г. по 01.11.1999 г, с 17.05.2000 г. по 01.11.2000 г, с 23.04.2001 г. по 03.11.2001 г. как полную навигацию, которая исчисляется при назначении пенсии по старости как полный год за каждую навигацию и обязать ответчика назначить досрочную пенсию с даты обращения за ее назначением, с 02 августа 2018 г.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
Не согласившись с принятым решением, Галимьянова И.Ю. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, указав, что судом неверно применен закон об исчислении стажа на соответствующих видах работ в навигационные периоды.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан представитель Галимьяновой И.Ю. - Музыка Т.П. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить, жалобу удовлетворить.
Заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы N 1470 от 02.10.2018 года истице отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости, в специальный стаж включено оспариваемым решением 8 лет 3 месяца 1 день.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Галимьяновой И.Ю, суд исходил из недоказанности в ходе рассмотрения дела факта занятости истца в спорные периоды в течение полного навигационного периода, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для их включения в специальный стаж в качестве полной навигации.
Судебная коллегия не находит по доводам апелляционной жалобы истца оснований не соглашаться с таким выводом суда.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях " страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца. В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Исчисление стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях в РФ (далее по тексту - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N 516.
Согласно пункту 13 Правил периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Согласно ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 года N 24-ФЗ в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам. В соответствии с приказом Минтранса РФ от 16 мая 2003 года N 133 "Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавсостава судов внутреннего водного транспорта" весь экипаж судна относится к плавсоставу. В силу п.п. 1.2.21 - 1.2.23 СанПиН 2.5.2-703-98 экипаж судна - лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров. Командный состав - администрация судна - капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах). Рядовой состав - члены экипажа, не входящие в состав администрации судна: матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики.
Истица работала проводницей, в должности, являющейся плавсоставом, однако условие выработки полных периодов навигации истицей не подтверждено.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Согласно п. 5 Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 13 указанных Правил периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичная норма содержалась в п. 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972г. N 590, согласно которой при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.
Сроки начала и конца навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства (ГБУПйС) с учетом местных климатических и гидрологических условий.
Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работ включаются все периоды работы, дающие право на досрочную пенсию по пп. 9 п. 1 ст. 27 Закона N173-ФЗ, по их фактической продолжительности в порядке, предусмотренном п. 5 Правил, то есть в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Отработанный навигационный период на водном транспорте с учетом Постановления Правительства РФ от 02.05.2006 г. N 266 "О внесений изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Так, согласно пункту 11 части 2 закона N 27-ФЗ страхователем ежегодно в органы пенсионного фонда по месту регистрации представляются документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно записям в трудовой книжке Галимьяновой И.Ю. истица в период с 23.04.1987 г. по 23.06.2003 г. работала в качестве проводника теплоходов "М.Раскова" и "Башкортостан" на Ремонтно-эксплуатационной базе флота им. Октябрьской революции и в ОАО "Бельское речное пароходство". Работодателем ее занятость в течение полного навигационного периода не подтверждена (справки N 9 от 03.03.2014 г, N 155 от 20.04.2017 г.).
Как следует из отзыва конкурсного управляющего АО "Бельское речное пароходство" от 22.01.2019г. (л.д.50-53) продолжительность навигационного периода зависит от природно-климатических условий региона и может быть разной. В данном случае судовладельцы при составлении справок ориентируются на начало навигации 26-29 апреля и окончание конец октября - начало ноября. Соответственно, если отработано 6 месяцев - полная навигация - указанный период засчитывается как полная навигация. В то же время Галимьянова отработала (к примеру) с 30 мая по 12 сентября 1993г, этот период за полную навигацию не засчитывается.
Периоды работы истицы после регистрации в качестве застрахованного лица в предоставленных работодателем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отражены в календарном исчислении, без указания соответствующего кода особых условий труда, подтверждающего занятость в течение полного навигационного периода.
Из представленного ответчиком расчета включенных в специальный стаж периодов (л.д.60-61) усматривается, что периоды навигации включены в специальный стаж истца календарно, исходя из указанных в справке N155 от 20.04.2017г. (л.д.21-22) периодов самой навигации и следующих за ней периодов оплачиваемых отгулов и отпусков, за исключением 1990 года, который зачтен как полный календарный год с учетом указанной работодателем полной навигации.
Каких-либо оснований подвергать сомнению информацию, представленную работодателем, у суда не имелось. С иском к АО "Бельское речное пароходство" об оспаривании сведений, представленных работодателем, истец не обращался.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений, требования истца о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Уфы от 12.10.2018 г. N 1470 об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы как полной навигации подлежат отклонению.
Судебная коллегия полагает, что допустимых, достоверных и достаточных доказательств в подтверждение указанных обстоятельств истцом представлено не было, вопреки ошибочному утверждению апеллянта в жалобе об обратном.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 01 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галимьяновой И.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи С.Н. Алешина
З.Г. Латыпова
Справка: судья Жучкова М.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.