Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Портновой Л.В,
при секретаре ГИР
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению БЗЗ к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка
по апелляционной жалобе представителя БЗЗ - ССВ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А, судебная коллегия
установила:
БЗЗ обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан), Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация ГО г.Уфа Республики Башкортостан) о признании незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В обосновании требований указано, что БЗЗ является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 502 кв.м, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: адрес Намереваясь произвести увеличение площади своего земельного участка путем перераспределения его с муниципальными землями истец дата. направила заявление в УЗИО Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан на утверждение схемы расположения земельного участка площадью 600 кв.м, на кадастровом плане территории. УЗИО Администрации в письме N... от дата, указало, что в соответствии с пп.9 ст.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) принято решение об отказе, поскольку образование участка производится из участка истца и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок. Незаконный отказ УЗИО Администрации ГО адрес Республики Башкортостан нарушает права истца на перераспределение земельного участка, необходимого для приведение его в соответствии с действующими нормами.
Административный истец просит суд признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфы Республики Башкортостан N N... от дата; обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфы Республики Башкортостан в течение 5 дней после вынесения решения суда утвердить и направить БЗЗ схему расположения земельного участка площадью 600 кв.м, на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N.., в указанных координатах поворотных точек.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата в удовлетворении административных исковых требований БЗЗ отказано.
В апелляционной жалобе представитель БЗЗ - ССВ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (пункт 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (пункт 13).
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 10 статьи 38 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, дата БЗЗ направила в УЗИО Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан заявление о перераспределении земельных участков, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка находящийся по адресу: адрес "В" площадью 600 кв.м, обосновав тем, что ей принадлежит земельный участок с кадастровым номером N.., площадью 502 кв.м по указанному выше адресу.
дата в адрес БЗЗ административным ответчиком направлен ответ за N.., в котором сообщено об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку образование участка производится из участка истца и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок (пп.9 ст.9 ст.39.29 ЗК РФ).
Согласно выписки из ЕГРН от дата земельный участок с кадастровым номером N... зарегистрирован за БЗЗ, относится к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с Решением Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан от дата N... (в ред. От дата) "о правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" данный земельный участок расположен в жилой зоне Ж-1, основным видом разрешенного использования является существующие территории, предназначенные для ведения садоводства (п.18.11).
В соответствии с частью 1 статьи 39.27 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:
все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;
земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;
все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение УЗИО Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан является законным и обоснованным, права и законные интересы административного истца не нарушает. Поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции нашло подтверждение то обстоятельство, что земельный участок, испрашиваемый истцом, находится в муниципальной собственности и из него может быть сформирован самостоятельный земельный участок, суд обоснованно признал, что административному истцу в удовлетворении заявления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка УЗИО Администрации ГО г. Уфа отказано на законных основаниях.
Судебная коллегия оснований не согласиться с таким выводом суда не усматривает; он основан на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении закона, соответствует установленным по делу обстоятельствам и содержанию исследованных судом и получивших надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ доказательств; применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком доказана законность оспариваемого решения, его принятие в пределах компетенции должностного лица и с соблюдением установленного порядка, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, муниципальный орган действовал в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что образование самостоятельного участка из перераспределяемых земель и прилегающих к ним земель невозможно, судебная коллегия отклоняет, поскольку данный довод является субъективной оценкой апеллянта и опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами. Тот факт, что суд не согласился с доводом административного истца, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены. Оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не находит.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства. При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя БЗЗ - ССВ - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
Л.В. Портнова
Справка: судья ФИО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.