Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Кривцовой О.Ю,
при секретаре ИЗР
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан к Региональной общественной организации по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" Республики Башкортостан о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц
по апелляционной жалобе представителя Региональной общественной организации по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" Республики Башкортостан ПРВ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А, объяснения председателя Региональной общественной организации по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" Республики Башкортостан ПАС, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан обратилось в суд с вышеуказанным административным иском к Региональной общественной организации по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" Республики Башкортостан (далее - РОО по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай", Общественная организация) о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что РОО по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" с 2016 года по настоящее время не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянного действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. В связи с этим дата, дата, дата и дата административным истцом в адрес административного ответчика вынесены предупреждения N.., N.., N... и N... об устранении указанных нарушений, однако данные нарушения административным ответчиком не устранены.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата постановлено:
удовлетворить административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан к региональной общественной организации по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" Республики Башкортостан о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Признать общественное объединение - Региональную общественную организацию по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" Республики Башкортостан (ОГРН N.., ИНН N... ) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Настоящее решение суда является основанием для исключения региональной общественной организации по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" Республики Башкортостан (ОГРН N.., ИНН N... ) из Единого государственного реестра юридических лиц с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с региональной общественной организации по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" Республики Башкортостан (ОГРН N.., ИНН N... ) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
В апелляционной жалобе представителя РОО по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" ПРВ ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного. В жалобе указывается на, что допущенные нарушения не привели к каким-либо последствиям, которые могли создать или создали реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. РОО по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" выявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации недостатки. Также указывается, что Общественная организация является активно функционирующей организацией.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом поданы возражения.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы, выслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено и следует из материалов дела, что РОО по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан дата и внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц, адрес (место нахождения) юридического лица: адрес
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на дата следует, что организационно-правовая форма административного ответчика РОО по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" - общественная организация.
Устав общественного объединения утвержден Протоколом общего собрания организации от дата.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано, в том числе, ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
Из содержания п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" законодателем определены последствия неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей. Указанное может служить основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как установлено судом, в нарушение обязанностей, предусмотренных названными выше положениями федеральных законов, документы, содержащие информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия, и данных о руководителях, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, за период с 2016 - 2017 года по настоящее время не предоставлены, соответствующая информация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не размещена, в средства массовой информации не направлена.
дата, дата, дата и дата Управлением Министерства юстиции России по Республике Башкортостан в адрес некоммерческой организации вынесены предупреждения N.., N.., N.., N... об устранении указанных нарушений в срок до дата, дата, дата и до дата соответственно, однако данные нарушения Общественной организацией не устранены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении требований, исходя из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика последним не опровергнуты и дают правовые основания для его ликвидации.
Однако судом не учтено следующее.
Вместе с тем, исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 26 и 32 постановления от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.
Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.
С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.
Данный подход подлежит применению при рассмотрении судом административного иска о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан по другим основаниям.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П, следует, что, нарушения закона должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, не любые нарушения требований закона даже при условии их доказанности могут служить поводом к ликвидации юридического лица, а только те, последствия от которых являются настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации.
Применяя к общественной организации такой вид публично-правовой ответственности, как прекращение ее деятельности, суд не разрешилвопроса о том, является ли такая мера соразмерной.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, то есть об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).
Исходя из указанного, суд первой инстанции, принимая решение, должен был с достоверностью установить, что административный ответчик не осуществляет деятельность в качестве юридического лица.
Согласно части 2 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в случае, если доказательства были необходимы для принятия законного и обоснованного решения и в связи с этим подлежали истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 КАС РФ), при решении на стадии производства по делу в суде апелляционной инстанции вопроса об их приобщении или истребовании не имеет значения, могли ли эти доказательства быть представлены лицами, участвующими в деле, в суд первой инстанции.
Обсуждая возможность приобщения к материалам дела представленных общественной организацией доказательств в подтверждение факта ведения своей деятельности, судебная коллегия исходит из того, что данное обстоятельство является одним из фактов, подлежащих установлению по данному административному делу, вместе с тем судом первой инстанции оно не было установлено.
Между тем, РОО по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" представлены и судебной коллегией приняты новые доказательства, подтверждающие сведения об осуществлении деятельности: расписка о представлении отчета по форме ОН 0003 и сообщения о продолжении деятельности за 2016, 2017, 2018 годы, договор N... аренды объекта муниципального нежилого фонда от дата.
Таким образом, осуществление общественной организацией своей деятельности подтверждается материалами дела, следовательно, РОО по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" является действующей организацией, которая осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями.
С учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенные административным ответчиком нарушения, выразившиеся в непредставлении в Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан ряда сведений, не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных ими последствий, каковым явилось лишь отсутствие соответствующей информации у административного истца, принять решение о ликвидации Общественной организации в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, при том, что деятельность организации фактически не прекращалась.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, с принятием нового решения об отказе административному истцу в удовлетворении требований к РОО по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь статьями 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан к Региональной общественной организации по развитию восточных единоборств "Спортивный клуб "Лейтай" Республики Башкортостан о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц оставить без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
О.Ю. Кривцова
Справка: судья ФИО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.