Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 августа 2019 г. N 49-АПА19-29 настоящее решение оставлено без изменения
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уфа 22 июля 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А,
при секретаре Х.Р.И.,
с участием прокурора Муратовой Е.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саитовой Р.Х. к Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 17 июля 2019 года N103/7-6 "Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы Республики Башкортостан Саитовой Р.Х.", обязании отложить дату выборов в целях соблюдения прав на агитационный период,
УСТАНОВИЛ:
30 мая 2019 года постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан N ГС-478 назначены выборы Главы республики Башкортостан на 8 сентября 2019 года.
20 июня 2019 года Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан выдала подтверждение о получении документов о выдвижении на должность Главы Республики Башкортостан Саитовой Р.Х. (исх.N 649/01-15).
13 июля 2019 года Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан вынесла постановление N 102/6-6 "Об извещении кандидата на должность Главы Республики Башкортостан Саитовой Р.Х. о выявленных недостатках в документах, представленных в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан.
17 июля 2019 года постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан N103/7-6 Саитовой Р.Х. было отказано в регистрации кандидата на должность Главы Республики Башкортостан.
Саитова Р.Х. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 17 июля 2019 года N103/7-6 "Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы Республики Башкортостан Саитовой Р.Х.", обязании отложить дату выборов в целях соблюдения прав административного истца на агитационный период.
В обоснование заявления указано, что оспариваемое постановление принято председателем Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан М.И.А. с превышением полномочий и при наличии неурегулированного конфликта интересов. Постановления административного ответчика от 30 мая 2019 года N88/1-6 "О числе лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Республики Башкортостан, и числе муниципальных районов и городских округов, депутатами представительных органов которых должен быть поддержан кандидат, на выборах Главы Республики Башкортостан 8 сентября 2019 года" и другие являются ничтожными. Административным ответчиком был нарушен трехдневный срок извещения о результатах проверки, установленный частью 18 статьи 47 Кодекса Республики Башкортостан о выборах. Кроме того, Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан не предоставила Саитовой Р.Х. персональные данные депутатов, чем нарушил ее право собрать подписи депутатов со дня выдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и ее право быть зарегистрированной при наличии необходимого количества подписей депутатов.
В судебном заседании Саитова Р.Х. свой административный иск поддержала, просила удовлетворить.
Представители Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан Галиакберова Е.С. и Ханнанова Г.Ф. в удовлетворении заявления просили отказать. Пояснили, что основанием для отказа в регистрации кандидата явилось недостаточное количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Судом в качестве заинтересованного лица к участию в деле была привлечена политическая партия "Российская социалистическая партия", выдвинувшая на должность Главы Республики Башкортостан Саитову Р.Х.
Представитель политической партии был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известил. Руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения административного истца, возражения представителей избирательной комиссии, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Муратовой Е.М, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Республики Башкортостан не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 данного Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, к числу которых относится недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации (подпункт "д.1").
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено частью 6 статьи 92 Кодексом Республики Башкортостан о выборах.
Пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) определено, что на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ). Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 вышеназванного федерального закона.
В соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз.
В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.
Кодексом Республики Башкортостан о выборах (часть 7 статьи 95.3) предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики Башкортостан. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Главы Республики Башкортостан, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Республики Башкортостан.
В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 5 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Главы Республики Башкортостан, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Республики Башкортостан.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 30 мая 2019 года N 88/1-6 в соответствии с частью 9 статьи 20, частями 15, 18 статьи 47, частями 7-9 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах определено, что в поддержку кандидата на должность Главы Республики Башкортостан должно быть собрано 454 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Башкортостан (пункт 1), из них должны быть 56 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (пункт 2). Число подписей, представляемых в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан, может превышать число подписей, указанное в пункте 1 постановления, но не более чем на 22 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Башкортостан, число подписей, указанное в пункте 2 постановления, но не более чем на 2 подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Определено, что кандидат на должность Главы Республики Башкортостан должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов не менее чем в 48 муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан (пункт 4).
Таким образом, в силу действующего законодательства о выборах кандидат на должность Главы Республики Башкортостан должен быть поддержан 454 депутатами представительных органов муниципальных образований Республики Башкортостан, из них 56 депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов не менее чем в 48 муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан.
Согласно пунктов 1, 2 части 2.1 статьи 48 Кодекса Республики Башкортостан о выборах кандидат на должность Главы Республики Башкортостан представляет для регистрации в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата, список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 48 Кодекса Республики Башкортостан о выборах документы для регистрации кандидата на должность Главы Республики Башкортостан представляются в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан одновременно не ранее чем за 30 дней и не позднее чем через 40 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени (не ранее 1 июля и не позднее 11 июля 2019 года до 18 часов по местному времени).
20 и 24 июня 2019 года Саитова Р.Х. представила в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан документы, необходимые для выдвижения на должность Главы Республики Башкортостан, предусмотренные частью 3.2, 4, 4.1, 6, 6.1 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
11 июля 2019 года Саитова Р.Х. представила в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан документы для регистрации в качестве кандидата на должность Главы Республики Башкортостан: листы поддержки кандидата с подписями 2 депутатов представительных органов муниципальных образований на 2 листах; список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата на бумажном носителе, заверенный кандидатом Саитовой Р.Х.; первый финансовый отчет кандидата с приложенной копией справки... из лицевого счета от дата об остатках денежных средств на расчетном счете; письменное уведомление от 11 июля 2019 года об отсутствии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации; сведения об отсутствии изменений в представленных ранее данных; сведения о трех кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Таким образом, в пределах установленного законом срока кандидатом Саитовой Р.Х. для регистрации представлено всего 2 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований, что недостаточно для регистрации и является в силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ, части 6 статьи 92 Кодекса Республики Башкортостан о выборах основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Главы Республики Башкортостан.
Кроме того, согласно пункту 6.2 Порядка приема и проверки документов, представляемых кандидатами на должность Главы Республики Башкортостан при проведении выборов Главы Республики Башкортостан (утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 18 апреля 2019 года N 84/2-6) в случае представления кандидатом подписей депутатов в количестве, заведомо недостаточном для регистрации, проверка проводится в целях выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата.
Данной проверкой установлена недостоверность одной подписи депутата (не указано время проставления подписи в нарушение части 16 статьи 47 Кодекса Республики Башкортостан о выборах), вторая подпись не засчитана по части 8 статьи 95.4 указанного Кодекса (депутат поставил подпись второй раз, подпись в поддержку Саитовой Р.Х. поставлена позже).
Итоговый протокол проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата на должность Главы Республики Башкортостан Саитовой Р.Х. составлен 12 июля 2019 года в 16 часов, данный документ в этот же день направлен на адрес электронной почты Саитовой Р.Х, указанный ею в заявлении о согласии баллотироваться от 20 июня 2019 года, что подтверждается распечаткой с электронной почты административного ответчика, и повторно получен Саитовой Р.Х. 15 июля 2019 года.
Следовательно, трехдневный срок для передачи кандидату итогового протокола проверки подписей был соблюден. Поскольку Саитовой Р.Х. было предоставлено недостаточное количество подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, то Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан 17 июля 2019 года правомерно принято постановление N103/7-6 "Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы Республики Башкортостан Саитовой Р.Х.".
Суд также приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан в пределах компетенции, предоставленной федеральным и республиканским законом.
Утверждение Саитовой Р.Х. о том, что административный ответчик создал препятствия для сбора подписей депутатов, не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Так частью 17 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах предусмотрено, что списки депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, поддержавших кандидатов на должность Главы Республики Башкортостан, размещаются на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Данную обязанность Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан выполнила, что подтверждается адресом страницы сайта административного ответчика по состоянию на 10 июля 2019 года http://www.bashkortostan.izbirkom.ru. В опубликованных на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" списках депутатов, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата на должность Главы Республики Башкортостан, указаны фамилия, имя, отчество депутата, дата рождения, наименование представительного органа муниципального образования (с указанием наименования муниципального образования), статус лица, номер папки и листа поддержки, где содержится подпись.
Утверждение Саитовой Р.Х. о том, что Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан обязана была предоставить персональные данные депутатов непосредственно ей как кандидату на должность Главы Республики Башкортостан, основано на неверном толковании норм права, не подтверждается требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Кодекса Республики Башкортостан о выборах, Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Никаких доказательств в подтверждение своего довода о том, что административный ответчик обеспечил персональными данными депутатов других кандидатов на должность Главы Республики Башкортостан, Саитова Р.Х. не представила.
Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан является государственным органом, осуществляющим подготовку и проведение выборов и референдумов на территории республики в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и республиканским законодательством, не входит в систему органов государственной власти.
В соответствии с Указом Республики Башкортостан от 8 августа 2016 года N УГ-165 "О дополнительных мерах по внедрению принципов и механизмов функционирования открытого правительства в деятельность органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан", повышению эффективности функционирования в Республике Башкортостан системы "Открытая Республика" в республике разработан портал "ДЕПУТАТЫ", который позволяет административному истцу получить всю информацию о работе законодательной власти, в том числе сведения о депутатах, избранных на муниципальных и республиканских выборах.
Кроме того, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах районных администраций муниципальных районов республики, а также сайтах сельских Советов муниципальных районов содержится информация о депутатах (фамилия, имя, отчество, место работы, контактные данные).
Таким образом, необходимая информация о депутатах представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Республики Башкортостан находится в свободном доступе, препятствий административному истцу для сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований не установлено.
Иные доводы Саитовой Р.Х, приведенные в исковом заявлении, не являются основанием для признания незаконным и отмены постановления избирательной комиссии, отложении даты выборов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Саитовой Р.Х. к Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 17 июля 2019 года N103/7-6 "Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы Республики Башкортостан Саитовой Р.Х.", обязании отложить дату выборов в целях соблюдения прав на агитационный период отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы и апелляционного представления через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.