Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Подгорной Е.П.
судей Грибиненко Н.Н. и Яшиной И.В.
при секретаре Параконном А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную ЗАО "Завод "Картонтоль" на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 октября 2018 года по гражданскому делу N 2-4986/2018 по иску природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО "Картонтоль" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Грибиненко Н.Н, представителя ответчика Залозной К. В, действующей на основании доверенности N... от "дата" сроком на 6 месяцев, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца помощника прокурора Санкт-Петербурга - Андрееву Н.А, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ЗАО "Завод "Картонтоль" об обязании в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1 (Санкт-Петербург, "адрес", КК 20/5), до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08.11.2012 года N148, взыскании государственной пошлины.
В обоснование предъявленных требований указано, что в ходе прокурорской проверки на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства установлены нарушения, допущенные ответчиком, выразившиеся в том, что ответчик сбрасывает сточные воды на указанном выше выпуске с превышением установленных нормативов водоотведения, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 октября 2018 года исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены.
Указанным решением постановлено:
Обязать ЗАО "Завод "Картонтоль" в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске N 1 (Санкт-Петербург, "адрес", КК 20/5), до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08 ноября 2012 года N 148.
Взыскать с ЗАО "Завод "Картонтоль" государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 300 рублей.
В апелляционном жалобе ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представил. В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
На основании постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Как следует из материалов дела, в январе 2018 года представителями ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" проведен внеплановый отбор проб сточных вод ЗАО "Завод Картонтоль" без уведомления абонента о предстоящем контроле, в ходе которого на точке присоединения зафиксированы превышения установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: выпуск 1 (Санкт-Петербург, "адрес" КК 20/5): взвешенные вещества, ХПК (уведомление N 97, отбор проб от 18.01.2018).
15.03.2018 года представителями ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по поручению природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга проведено 2 отбора проб, один из которых с уведомлением абонента, в ходе которого превышения установленных нормативов по качеству сточных вод не зафиксировано, а также спустя несколько часов на точке присоединения без уведомления абонента, в ходе которого зафиксированы значительные превышения установленных нормативов и требований к качеству сточных вод по следующим веществам: алюминий, взвешенные вещества, нефтепродукты, ХПК.
Вышеуказанное свидетельствует о превышении предельно допустимых концентраций химических веществ в сточных водах ЗАО "Завод Картонтоль".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт сброса ответчиком сточных вод со значительным превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга нашел подтверждение, в связи с чем для предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду на ответчика должна быть возложена обязанность по принятию мер по установлению причины превышения нормативов водоотведения и проведению мероприятий, направленных на повышение качества сточных вод.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда и не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Из статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании п. 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в системы канализации сточных вод.
В соответствии Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N 11 "локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.
Пунктом 1.4 указанных Правил установлено, что правила действуют на территории Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, обязательны для "Организации ВКХ", а также для абонентов (заказчиков) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 1.5 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N 11, системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга предназначены для приема сточных вод от населения города, поверхностных дренажных и поливомоечных сточных вод, а также производственных сточных вод после локальной очистки.
Согласно п. 5.1 указанных Правил, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу пункта 111 названных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое действие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
Согласно пункту 114 указанных Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
На основании п. 116 Правил абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4.
Таким образом, только полное соблюдение абонентом установленных ему нормативов водоотведения гарантирует соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, то есть отсутствие загрязнения водного объекта. С учетом вышеизложенного и принимая во внимание то, что централизованные системы коммунальной канализации организаций ВКХ предназначены для приема и очистки сбрасываемых населением бытовых сточных вод, сброс ответчиком в систему коммунальной канализации специфических загрязняющих веществ без локальной очистки с превышением установленных нормативов приводит к загрязнению водного объекта.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выявленное нарушение ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем требования прокурора об обязании ответчика в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1 (Санкт-Петербург, "адрес" КК 20/5) до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08 ноября 2012 года N 148, подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что результаты отбора проб получены с нарушением требований п. 21 Правил контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 года N 525, поскольку ответчик не был уведомлен об отборе проб, судебной коллегией не может быть принят во внимание, поскольку как следует из материалов дела, факт сброса сточных вод с превышением показателей предельно допустимых веществ подтверждается результатами отбора проб сточных вод, актом проверки. Кроме того, в своих объяснениях от 10 апреля 2018 года по данному факту представитель организации ответчик не оспаривал указанных обстоятельств, приводил причины, по которым выявлено превышение веществ в пробах, а именно введение в строй нового оборудования, пробная настройка которого могла повлиять на выброс воды, отсутствие в ночное время надлежащего контроля за сбросом вод (л.д.30-31).
Довод жалобы ответчика о том, что организация не предпринимает меры в целях задержки ожидания процедуры отбора проб сточных вод, опровергается актом проверки природоохранной прокуратуры от 15 марта 2018 года, которым зафиксировано, что на контрольном колодце припаркован автомобиль, и письмом ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 07 февраля 2018 года в адрес ответчика, из которого следует, что уведомление о предстоящем отборе проб ответчиком не принимается, пропуск на территорию занимает от 30 до 50 минут, на контрольном колодце установлен автотранспорт).
Данные действия ответчика противоречат пунктам 19 и 20 "Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 525, пунктам 35 и 147 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, согласно которым абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ к контрольным канализационным колодцам для отбора проб в любое время суток, содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающим свободный доступ к сточным водам и отбор их проб, обеспечить присутствие представителя при проведении отбора проб сточных вод.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что отбор проб был осуществлен не из контрольного канализационного колодца, а на точке присоединения канализации, являются голословными, доказательств в подтверждение данного довода ответчиком не представлено.
При таком положении, судебная коллегия считает, что суд правильно определилобстоятельства, имеющие существенное значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Иных доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.
На основании изложенного, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы, которые не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Завод "Картонтоль" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.