Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре Журко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2019 года административное дело N2а-2247/18 по апелляционной жалобе Макашова А. Н. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 сентября 2018 года по административному исковому заявлению Макашова А. Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от 23 октября 2017 года о снятии с учета нуждающихся в жилье, обязании восстановить на жилищном учете.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика ФГКУ "ЗРУЖО" Моисеенко В.И, действующего на основании доверенности от 9 января 2019 года сроком на 1 год, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макашов А. Н. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны РФ) N03-18/15 от 23 октября 2017 года о снятии с учета нуждающихся в постоянном жилье.
В качестве способа восстановления нарушенного права Макашов А.Н. просил обязать ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны РФ восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания его и членов его семьи: супругу М.А.В. и сына М.М.А, 29 мая 2007 года рождения, с прежней даты постановки на учет в Министерстве обороны Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Макашов А.Н. указал, что проходил военную службу по контракту в Республике Карелия с 20 января 2014 года по 19 января 2017 года. По состоянию на 19 января 2017 года выслуга лет составила 22 года 11 месяцев 05 дней. Решением ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в Республике Карелия - г. Петрозаводск", N10-20/0007 от 14 апреля 2014 года Макашов А.Н. в составе семьи: супруги Макашовой А.В. и сына Макашова М.А. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой постановки на учет 14 марта 2014 года на основании статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 28 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих". 19 января 2017 года Макашов А.Н. был уволен с военной службы с зачислением в запас с правом на пенсию по выслуге лет по истечении срока действия контракта о прохождении военной службы. Решением ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны РФ N03-18/25 от 23 октября 2017 года Макашов А.Н. на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 28 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку на дату исключения его из списков личного состава воинской части - 19 января 2017 года имел общую продолжительность военной службы 14 лет 02 месяца. По мнению административного истца, принятое решение является незаконным и необоснованным, поскольку в общую продолжительность военной службы не был включен период прохождения службы по контракту в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области продолжительностью 8 лет 8 месяцев 9 дней в календарном исчислении, что нарушило его право на обеспечение жилым помещением (л.д.4-9,145-146, 159-160 том 1).
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 сентября 2018 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения (л.д.179-185 том 1).
В апелляционной жалобе Макашов А.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, в суд первой инстанции им были представлены доказательства, подтверждающие его право на обеспечение жилым помещением и при принятии решения судом не учтено, что он просил восстановить его и членов его семьи на учете нуждающихся в жилом помещении любым способом обеспечения постоянным жильем (л.д.193-199 том 1).
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились административный истец и заинтересованные лица Макашова А.В. и Макашов М.А, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации телефонограммами, просят дело рассматривать в их отсутствие.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Неявка в судебное заседание административного истца и заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Макашов А.Н. с 1992 года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Решением Территориального отделения в Республике Карелия - г.Петрозаводск ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны РФ N10-20/0007 от 14 апреля 2014 года Макашов А.Н. в составе семьи: супруги М.А.В, сына М.М.А, "дата" года рождения, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с "дата" (л.д.19, 90 том 1).
Приказом командира 105 гвардейской смешанной авиационной дивизии от 26 ноября 2016 года N94 Макашов А.Н. уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) с правом ношения военной формы одежды и знаков различия; выслуга лет в Вооруженных Силах составила 25 лет 5 месяцев, в льготном исчислении - 28 лет 4 месяца, жилым помещением по нормам жилищного законодательства не обеспечен, увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.27 том 1).
В указанный приказ внесены исправления приказом командира 105 гвардейской смешанной авиационной дивизии от 6 марта 2017 года N11 в части выслуги лет в Вооруженных силах, календарная выслуга лет Макашова А.Н. составила 22 года 8 месяцев (л.д.28).
Приказом командира войсковой части 23326 от 23 декабря 2016 года N99/0к Макашов А.Н. исключен из списков личного состава войсковой части 45121 с 19 января 2017 года (л.д.29 том 1).
Решением ФГКУ "ЗРУЖО" Министерства обороны N03-18/25 от 23 октября 2017 года Макашов А.Н. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 28 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", подпункта "б" пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280, поскольку общая продолжительность военной службы Макашова А.Н. на момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части составила менее 20 лет, и он был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта (л.д.20 том 1, л.д.3-5 том 2).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку общая продолжительность военной службы Макашова А.Н. на момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части составляла менее 20 лет, то у административного истца не имелось права на получение жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в ряде решений указывал, что принцип равенства при регулировании жилищных правоотношений не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, при том что введение таких различий, как и изменение круга субъектов федеральным законодателем не могут быть произвольными (Постановление от 5 апреля 2007 года N 5-П; определения от 27 декабря 2005 года N 502-О, от 4 июня 2007 года N 520-О-О, от 1 ноября 2007 года N 721-О-О и от 15 января 2008 года N 187-О-О).
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и совместно с ним проживающим членам их семей.
В силу статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьёй 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих издан Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280, которым утверждена Инструкция "О предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", в соответствии с пунктом 31 которой военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях:
- улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения,
-убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации,
- выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет,
-получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом, исходя из смысла приведенных норм, бремя доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Административный ответчик, принимая 23 октября 2017 года решение о снятии Макашова А.Н. с учета нуждающихся в жилых помещениях, указал, что на дату исключения из списков личного состава воинской части он имел общую продолжительность военной службы 14 лет 2 месяца (л.д.3-4 том 2).
Однако, приказом командира 105 гвардейской смешанной авиационной дивизии от 26 ноября 2016 года N94 с учетом исправлений, внесенных приказом от 6 марта 2017 года N11, выслуга лет Макашова А.Н. в Вооруженных силах Российской Федерации составила 22 года 8 месяцев (л.д.27,28 том 1).
Также в соответствии с приказом командира 105 гвардейской смешанной авиационной дивизии от 26 ноября 2016 года N94 Макашов А.Н. увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.27 том 1).
Доказательств отмены указанного приказа или внесения в него изменений административным ответчиком не представлено.
В оспариваемом решении не указаны основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, которые были утрачены Макашовым А.Н.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
При таких обстоятельствах, решение ФГКУ "ЗРУЖО" МО Российской Федерации от 23 октября 2017 года не может быть признано законным, административный истец и члены его семьи подлежат восстановлению на учете с даты первоначальной постановки не учет.
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, как не соответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 сентября 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 23 октября 2017 года N03-18/25 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Макашова А. Н..
Восстановить Макашова А. Н. и членов его семьи М.А.В. и М.М.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты принятия на учет-14 марта 2014 года.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.