Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Стаховой Т.М.
при секретаре Журко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 апреля 2019 года административное дело N2а-4661/2018 по апелляционной жалобе ФИ.а И. А. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года по административному исковому заявлению ФИ.а И. А. к призывной комиссии города Санкт-Петербурга, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об оспаривании решения призывной комиссии города Санкт-Петербурга, обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Козловой Е.Н, действующей на основании ордера А1836134 от 29 апреля 2019 года, представителя административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" Бунаревой М.В, действующей на основании доверенности от 31 мая 2018 года сроком до 31 мая 2019 года, представителя административного ответчика призывной комиссии города Санкт-Петербурга Бунаревой М.В, действующей на основании доверенности от 13 декабря 2018 года сроком до 31 декабря 2019 года, представителя заинтересованного лица призывной комиссии Внутригородского муниципального образования "Малая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга Бунаревой М.В, действующей на основании доверенности от 01 февраля 2019 года сроком до 31 декабря 2019 года, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИ. И. А. обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным и отменить решение призывной комиссии города Санкт-Петербурга, принятое в период весеннего призыва 2018 года в отношении Филатова И.А. об отмене решения призывной комиссии Муниципального образования "Малая Охта";
-обязать призывную комиссию города Санкт-Петербурга утвердить решение призывной комиссии Муниципального образования "Малая Охта", принятое в период весеннего призыва 2018 года в отношении Филатова И.А. об освобождении от призыва на военную службу;
-взыскать с ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований Филатов И.А. указал, что в период весеннего призыва 2018 года он проходил медицинское освидетельствование в отделе военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красногвардейскому району, в ходе которого предъявлял жалобы на наличие заболевания "... ". По результатам медицинского освидетельствования заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан ему была определена категория годности "В" - ограниченно годен к военной службе. 14 июня 2018 года ему сообщили об отмене заключения врача и решения Муниципального образования "Малая Охта" о признании его ограниченно годным к военной службе и ему было выдано направление на дополнительное обследование по имеющемуся у него заболеванию, после чего он обратился в призывную комиссию города Санкт-Петербурга о выдаче копии принятого в отношении него решения, однако ответ на заявление не получил. По мнению административного истца, решение призывной комиссии Санкт-Петербурга является незаконным по тем основаниям, что по результатам ранее проведенных обследований в Городской больнице N16, в Городской больнице N2, в поликлинике по месту жительства, где он был обследован по направлению военного комиссариата Красногвардейского района Санкт-Петербурга, было подтверждено имеющееся у него заболевание "Хр.нестабильность правого плечевого сустава, стадия привычного вывиха", которое согласно Расписанию болезней дает основания для признания его ограниченно годным к военной службе.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Филатов И.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, не принято во внимание, что решение призывной комиссии Муниципального образования "Малая Охта" не отменено и является действующим, и решение призывной комиссии города Санкт-Петербурга по проверке законности и обоснованности данного решения в установленном порядке не оформлено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец и заинтересованное лицо врач-хирург Маслянюк И.В, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административный истец - телефонограммой, заинтересованное лицо - посредством факсимильной связи.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный истец и заинтересованное лицо об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца заявил ходатайство об отказе от административного искового заявления к призывной комиссии города Санкт-Петербурга и Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в части признания незаконным и подлежащим отмене решения призывной комиссии города Санкт-Петербурга, принятого в период весеннего призыва 2018 года в отношении Филатова И.А. и поддержал требования административного иска и апелляционной жалобы в остальной части.
Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков и заинтересованного лица призывной комиссии Муниципального образования "Малая Охта", возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и не возражавшего против принятия отказа от административного иска в части признания незаконным и подлежащим отмене решения призывной комиссии города Санкт-Петербурга, принятого в период весеннего призыва 2018 года в отношении Филатова И.А и прекращении производства по делу в указанной части, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Согласно части 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что отказ от административного искового заявления в части или полностью является правом административного истца.
Отказ административного истца от части административного искового заявления не противоречит закону и не нарушает ничьих прав, оформлен в соответствии с частью 1 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в письменной форме представителем административного истца Козловой Е.Н, действующей в соответствии с полномочиями, изложенными в доверенности от 9 сентября 2019 года.
Последствия отказа от части административного иска, предусмотренные статьей 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о том, что не допускается повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, административному истцу в лице его представителя разъяснены и понятны.
Согласно пункту 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
С учетом отказа административного истца от части иска о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Санкт-Петербурга, принятого в период весеннего призыва 2018 года в отношении Филатова И.А. об отмене решения призывной комиссии Муниципального образования "Малая Охта", решение суда в указанной части подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части возложения обязанности на призывную комиссию города Санкт-Петербурга утвердить решение призывной комиссии Муниципального образования "Малая Охта", принятого в период весеннего призыва 2018 года в отношении Филатова И.А, суд первой инстанции указал, что в связи с отсутствием достаточных медицинских документов, позволяющих сделать вывод о наличии у Филатова И.А. заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, призывная комиссия города Санкт-Петербурга была лишена возможности реализовать предоставленное ей пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее- Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") право на проверку решения районной призывной комиссии и принятие своего решения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Статьёй 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Порядок проведения действий по призыву граждан на военную службу регламентируется Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663".
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
- организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности;
-осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;
-проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
-контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
-рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
В соответствии с пунктом 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N400, призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу.
Из материалов дела следует, что решением призывной комиссии Муниципального образования "Малая Охта" от 24 мая 2018 года Филатов И.А. признан ограниченно годным к военной службе в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Личное дело призывника направлено в призывную комиссию Санкт-Петербурга для проверки законности и обоснованности принятого решения, однако, в период весеннего призыва 2018 года призывной комиссией Санкт-Петербурга решения об утверждении или отмене решения призывной комиссии Муниципального образования "Малая Охта" от 24 мая 2018 года принято не было, в связи с чем решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга об отказе Филатову И.А. об отказе в удовлетворении административного иска в указанной части, как не отвечающее положениям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца о возложении обязанности на призывную комиссию Санкт-Петербурга принять решение по утверждению или об отказе в утверждении решения призывной комиссии Муниципального образования "Малая Охта", принятое в период весеннего призыва в отношении Филатова И.А.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ ФИ.а И. А. от административного искового заявления к призывной комиссии города Санкт-Петербурга и Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии города Санкт-Петербурга, принятое в период весеннего призыва 2018 года в отношении ФИ.а И. А..
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИ.а И. А. к призывной комиссии города Санкт-Петербурга и Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии города Санкт-Петербурга отменить и прекратить производство по административному делу по административному иску ФИ.а И. А. в указанной части.
Обязать призывную комиссию города Санкт-Петербурга принять решение по утверждению или об отказе в утверждении решения призывной комиссии Муниципального образования "Малая Охта", принятое в период весеннего призыва в отношении Филатова Ильи Анатольевича.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.