Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А,
при секретаре - Абашкиной А.Ф,
с участием прокурора - Тюхтеневой И.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующими приказов Комитета по тарифам Республики Алтай N49/7 от 11 декабря 2017 г. (в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/6 от 14 ноября 2018 г.) в части, устанавливающей тариф на тепловую энергию на 2 полугодие 2019 года с 1 июля 2019 года; приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N53/6 от 28 декабря 2017 г.(в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/18 от 14 ноября 2018г.) в части, устанавливающей тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2 полугодие 2019 года с 1 июля 2019 года; приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N46/12 от 18 ноября 2016 г. (в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N43/11 от 7 ноября 2018 г.) в части, устанавливающей тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения в с.Толгоек на 2 полугодие 2019 года с 1 июля 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в результате уточнения которого просило признать недействующими: приказ Комитета по тарифам Республики Алтай N49/7 от 11 декабря 2017 г. (в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/6 от 14 ноября 2018 г.) в части, устанавливающей тариф на тепловую энергию на 2 полугодие 2019 года с 1 июля 2019 года; приказ Комитета по тарифам Республики Алтай N53/6 от 28 декабря 2017 г. (в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/18 от 14 ноября 2018г.) в части, устанавливающей тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2 полугодие 2019 года с 1 июля 2019 года; приказ Комитета по тарифам Республики Алтай N46/12 от 18 ноября 2016 г. (в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N43/11 от 7 ноября 2018 г.) в части, устанавливающей тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения в с.Толгоек на 2 полугодие 2019 года с 1 июля 2019 года.
В обоснование иска указало, что является концессионером в соответствии с концессионными соглашениями N1, N2, N3, N4, N5, N6 заключенными с Администрацией Чемальского района Республики Алтай, осуществляет регулируемую деятельность в области производства, передачи, и перераспределения тепловой энергии в с.Толгоек Чемальского района, в селе Чемал Чемальского района; а также регулируемую деятельность по холодному водоснабжению (водоподготовке, транспортировке и подаче питьевой воды абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения) в селе Толгоек Чемальского района, в селе Чемал Чемальского района, в селе Куюс Чемальского района Республики Алтай, селе Элекмонар Чемальского района.
Тариф на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Теплосервис" на 2018-2022 годы, был установлен приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N49/7 от 11 декабря 2017 года, приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N44/6 от 14 ноября 2018 года в него внесены коррективы на 2019 год, оспариваемый тариф на период с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. установлен в размере 4 711,69 руб. (абз.3 п.2 Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/6 от 14 ноября 2018 г.).
Тариф на питьевую воду в сфере ХВС, поставляемую ООО "Теплосервис" на 2018-2022 годы, был установлен приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N53/6 от 28 декабря 2017 года, приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N44/18 от 14 ноября 2018 года в него внесены коррективы на 2019 год, оспариваемый тариф на период с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. установлен в размере 66,92 руб. (подп. 1 п.2 приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/18 от 14 ноября 2018 г.).
Тариф на питьевую воду в сфере ХВС, поставляемую ООО "Теплосервис" на территории с. Толгоек на 2017-2020 гг. установлен приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N46/12 от 18 ноября 2017г, приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N43/11 от 07 ноября 2018 г. в него внесены коррективы на 2019 год, оспариваемый тариф на период с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. установлен в размере 77,86 руб. (подп.1 п.2 приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N43/11 от 07 ноября 2018 г.).
По мнению административного истца, в оспариваемых тарифах не учтены требования федерального и регионального законодательства в части соблюдения МРОТ при определении фонда оплаты труда сотрудников ремонтного и производственного персонала ООО "Теплосервис". Отраслевым трехсторонним соглашением предприятий ЖКХ Республики Алтай на ООО "Теплосервис" возложена обязанность по выплате работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени, заработной платы не ниже размера минимальной заработной платы в размерах установленных Федеральным законом. Между тем при расчете оспариваемых тарифов, ставка рабочего 1 разряда ООО "Теплосервис" была принята Комитетом по тарифам Республики Алтай равной 8 090 рублей.
Поскольку, размер расходов на оплату труда сотрудников ООО "Теплосервис" должен соответствовать требованиям, предусмотренным Федеральным законом РФ N421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения", расходы на оплату труда сотрудников ремонтного и производственного персонала ООО "Теплосервис", заложенные в тариф в размере, определенном в соответствии с Экспертным заключением по материалам рассмотрения дела об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Теплосервис" в 2018-2022 гг, утвержденным приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N49/7 от 11 декабря 2017 г.(в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/6 от 14 ноября 2018 г.), являются экономически необоснованными.
Также считают, что тарифы на тепловую энергию и питьевую воду в сфере ХВС при включении в них затрат на электрическую энергию, определенные путем индексации на индекс потребительских цен, являются экономически необоснованными.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N49/7 от 11 декабря 2017 года тарифы на электрическую энергию определены на основании представленных счет-фактур по итогам 2017 года с учетом индекса потребительских цен 104%, затраты должны были составить 510 808,82 руб. В то время как согласно акту сверки, затраты на электрическую энергию составили 2 268 383,76 руб.
В соответствии с приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N44/6 от 14 ноября 2018 г. затраты на электрическую энергию в 2019г, заложенные в тариф на тепловую энергию в 2018г, должны были составить 538 966,33 рубля. В то время как, согласно акту сверки за период с января по апрель 2019г. затраты на электроэнергию составили 1 048 663,24 рубля, и размер расходов на электроэнергию в 2019г. будет выше расходов заложенных в тариф на тепловую энергию на 2019г.
Таким образом, в оспариваемые тарифы на тепловую энергию и питьевую воду, расходы на электрическую энергию заложены в значительно меньшем размере фактических расходов общества, что позволяет сделать вывод об экономической необоснованности таких тарифов.
ООО "Теплосервис" также просило суд обязать Комитет по тарифам Республики Алтай привести тарифы на тепловую энергию, на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2 полугодие 2019 года в соответствие с действующим тарифным законодательством РФ до 01.07.2019г.
В возражениях на административное исковое заявление Комитет по тарифам Республики Алтай привел доводы о необоснованности административных исковых требований, просил в удовлетворении административного иска отказать.
В судебном заседании представитель административного истца Новоселова Э.А, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении и письменных пояснениях к нему.
Представитель административного ответчика Комитета по тарифам Республики Алтай - Корнев Е.Ю, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, полагая, что отсутствуют правовые основания для признания оспариваемых приказов недействительным.
Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Республике Алтай, будучи извещенными о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направили.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснение участников процесса, специалистов ФИО4, ФИО5, ФИО6, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N44/6 от 14 ноября 2018 года осуществлена корректировка долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Теплосервис" на 2019 год, путем внесения изменений в приложение N2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 11 декабря 2017 года N49/7 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Теплосервис" на 2018-2022 годы". С 1.07.2019 года по 31.12.2019 г. установлен тариф в размере 4 711,69 руб.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N44/18 от 14 ноября 2018 года произведена корректировка долгосрочных тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую ООО "Теплосервис" на 2019 год. В приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 28 декабря 2017 года N 53/6 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую ООО "Теплосервис", на 2018 - 2022 годы" внесены соответствующие изменения. Тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую ООО "Теплосервис", на 2018-2022гг. с 01.07.2019г. по 31.12.2019 г. установлен в размере 66,92 рубля за 1м3 для всех групп потребителей.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 7 ноября 2018 года за N43/11 скорректированы долгосрочные тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую ООО "Теплосервис". В приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 18 ноября 2016 года N 46/12 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, ООО "Теплосервис" на 2017 - 2020 годы" внесены изменения. На период с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. установлен тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую ООО "Теплосервис" в размере 77,86 руб.
Вышеназванные приказы были опубликованы на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru и вступили в силу с 1 января 2019 года.
Комитет по тарифам Республики Алтай является органом исполнительной власти Республики Алтай, уполномоченным устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, на услуги организаций коммунального комплекса, на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций по Перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Приказы были приняты Комитетом по тарифам Республики Алтай по результатам заседаний Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай посредством открытого голосования членов данного коллегиального органа, присутствовавших на заседании, при наличии необходимого кворума, в соответствии с главой V Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 N 57, в присутствии представителей ООО "Теплосервис", подписаны уполномоченными лицами.
Таким образом, оспариваемые административным истцом в части приказы, приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка принятия, правил введения в действие и опубликования.
Правомочность органа, принявшего приказы, а также соблюдение установленных законом правил введения их в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" является концессионером в соответствии с концессионными соглашениями N1, N2, N3, N4, N5, N6 заключенными с Администрацией Чемальского района Республики Алтай и осуществляет регулируемую деятельность в области производства, передачи, и перераспределения тепловой энергии в с.Толгоек Чемальского района, в с. Чемал Чемальского района; а также регулируемую деятельность по холодному водоснабжению (водоподготовке, транспортировке и подаче питьевой воды абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения) в с. Толгоек Чемальского района, в с. Чемал Чемальского района, в с. Куюс Чемальского района Республики Алтай, с. Элекмонар Чемальского района.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Проверяя законность приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N49/7 от 11 декабря 2017 г. (в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/6 от 14 ноября 2018 г.) в части, устанавливающей тариф на тепловую энергию на 2 полугодие 2019 года и его экономическую обоснованность по расходам на оплату труда сотрудников ремонтного и производственного персонала суд учитывает следующее.
ООО "Теплосервис" обслуживает 3 котельные, в которых установлено 6 котлов, общей мощностью 2,5 Гкал/ч. Тип установленных котлов - водогрейные. Для производства тепловой энергии используется каменный уголь.
Протяженность тепловых сетей в однотрубном исчислении составляет 1192 м.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 11 декабря 2017 года N49/7 были утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Теплосервис" на 2018-2022 годы.
С целью корректировки тарифов на 2019 год на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО "Теплосервис", последним в рамках тарифного регулирования представлены заявление и пакет документов от 23.04.2018 года N125/1.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 14 мая 2018 года N36-ОД открыто дело по корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации на тепловую энергию, поставляемую ООО "Теплосервис" Чемальский район Республики Алтай на 2019 год. А в последующем, по материалам рассмотрения дела по корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию, подготовлено экспертное заключение и издан оспариваемый административным истцом в части приказ.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.
Пунктом 2 Основ ценообразования определено, что долгосрочные параметры регулирования - это параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются.
В соответствии с пунктами 51, 75 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности, к которым относится, в том числе базовый уровень операционных расходов.
Пунктом 33 Методических указаний определено, что базовый уровень операционных расходов определяется перед началом долгосрочного периода регулирования, в течение такого периода не изменяется.
Как усматривается из экспертного заключения по материалам рассмотрения дела по корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Теплосервис" Чемальский район Республики Алтай на 2019 год, базовый уровень операционных расходов был определен перед началом долгосрочного регулирования, порядок его определения отражен в экспертном заключении 2017 года, а его параметры включены в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 11.12.2017 года N49/7 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию".
Подпунктом "в" пункта 58 Основ ценообразования к операционным расходам отнесены расходы на оплату труда.
В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.
Индексация операционных расходов регулируемых организаций осуществляется в соответствии с пунктом 36 Методических указаний.
Таким образом, базовый уровень операционных расходов организации, включающий в себя расходы на оплату труда, устанавливается на долгосрочный период регулирования, и в течение такого периода пересмотру или изменению при корректировке необходимой валовой выручки не подлежит. При корректировке долгосрочных параметров регулирования расходы на оплату труда организации устанавливаются только путем индексации базового уровня операционных расходов.
Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 11.12.2017 года N49/7 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию", обществом не оспаривался.
Согласно экспертному заключению по материалам рассмотрения дела по корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Теплосервис" Чемальский район Республики Алтай (2019), данный долгосрочный параметр расходов на оплату труда вновь не устанавливался, а его базовые значения, определенные в составе операционных расходов на 2018 год при принятии приказа N49/7 были проиндексированы Комитетом по тарифам Республики Алтай в соответствии с пунктом 36 Методических указаний на индекс операционных расходов, согласно уровню ИПЦ 104,6% следующим образом.
Расходы на оплату труда производственного персонала:
1 719 424,64 *(1-1%/100%)*(1+104,6)*(1+0,75*0) = 1780 464,22 руб.
Расходы на оплату труда ремонтного персонала:
108 632,06*(1-1%/100%)*(1+104,6%)*(1+0,75*0) =112 488,5 руб.
Расходы на оплату труда цехового персонала:
110 796,09*(1-1%/100%)*(1+104,6%)*(1+0,75*0) =114 729,36 руб.
Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала:
930 281,66*(1-1%/100)*(1+0,075*0) = 963 306,66 руб.
Общая сумма расходов на оплату труда в 2019 году составила 2 966 489,19 руб.
Таким образом, довод административного истца о необоснованном включении при расчете тарифов ставки рабочего 1 разряда ООО "Теплосервис" равной 8 090 рублей без учета требований федерального и регионального законодательства, положений Отраслевого трехстороннего соглашения предприятий ЖКХ Республики Алтай о том, что минимальный размер заработной платы не может быть ниже МРОТ, не имеет правового значения при определении размера тарифов в части определения заработной платы на последующий год долгосрочного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 названного нормативного акта.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов на соответствующие плановые (расчетные) цены.
При корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития (пункт 50 Методических указаний).
При определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах, предусмотренных пунктом 28 Основ ценообразования. Между тем, если при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов отсутствуют нормативы по отдельным статьям расходов, то пунктом 31 Основ ценообразования допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Согласно экспертному заключению по материалам рассмотрения дела по корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Теплосервис" Чемальский район Республики Алтай на 2019 год, затраты по статье "Электрическая энергия" определены органом регулирования в размере 538 966,33 руб, в том числе 1 полугодие 2019 г. 292482,96 руб, 2 полугодие 2019 г. 246 483,37 руб. против предложенных обществом 683 622,85 руб.
Плановый объем электрической энергии на 2019 год определен органом регулирования в размере 79 135 кВт/ч, исходя из суммы объемов электрической энергии, необходимой для хозяйственных нужд в части производства тепловой энергии и ее передачи по тепловым сетям.
Цена на электрическую энергию, примененная экспертами при расчете указанных затрат, установлена из расчета средневзвешенной стоимости приобретаемой электрической энергии в июле-сентябре 2018 года, определенной по представленным обществом счетам-фактурам и индексации нерегулируемых цен на электроэнергию в 2018 г. (103%) на основании Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов (6,72*103% = 6,92 руб./кВт.ч.).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что указанный расчет расходов на приобретение электрической энергии соответствует нормам действующего законодательства в сфере теплоснабжения.
Довод представителя административного истца о том, что размер расходов на электрическую энергию в 2019г. будет существенно выше расходов на электрическую энергию, заложенную в тариф на тепловую энергию на период с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г, основанием к удовлетворению административных исковых требований служить не может. Поскольку, заявленные при формировании тарифа, установленного оспариваемым в части приказом, затраты касаются предыдущего периода регулирования, полная бухгалтерская отчетность по факту 2019 года будет сформирована только в 2020 году, которые и подлежат учету при регулировании на 2020 год.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для признания недействующим приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N49/7 от 11 декабря 2017 г. (в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/6 от 14 ноября 2018 г.) в части, устанавливающей тариф на тепловую энергию на 2 полугодие 2019 года.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13.05.2013 принято Постановление N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
В соответствии со ст. 31 Закона регулированию подлежат в том числе, тарифы в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения.
Согласно ст. 32 Закона расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов (п. 12 Правил).
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации (п. 13 Правил).
Как следует из материалов дела, ООО "Теплосервис" представлены предложения о корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2019г. в с.Толгоек, Чемальского района (вх.560 от 27.04.2018г.) и с.Элекмонар, с.Чемал, с.Куюс Чемальского района (вх.611 от 27.04.2018г.).
14 мая 2018 года в отношении ООО "Теплосервис" открыто дело N41-ОД по корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2019г. с применением метода индексации на территории с.Толгоек Чемальского района.
14 мая 2018 года открыто дело N37-ОД по корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2019 г. с применением метода индексации на территории с.Чемал, с.Куюс, с.Элекмонар Чемальского района.
По результатам исследования представленных ООО "Теплосервис" обосновывающих документов, Комитетом по тарифам Республики Алтай составлены экспертные заключения.
Как следует из пунктов 14, 16, 17, 25 и 35 Правил регулирования тарифов, пунктов 7, 15 и 22 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. N 1154-э, решения правления регулирующего органа о корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения принимаются на основе анализа представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов и экспертного заключения регулирующего органа.
В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
В силу пункта 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования, в том числе операционных расходов, неподконтрольных расходов и расходов на приобретение электрической энергии и топлива.
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым в том числе относится базовый уровень операционных расходов, включаемых в текущие расходы регулируемой организации (пункты 58, 75, подпункт "а" пункта 79 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования, расходы на оплату труда относятся к административным расходам.
Пунктом 90 Приказа ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (ред. от 29.08.2018) "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода (пункт 60).
Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 настоящего документа.
Согласно пункту 79 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов с использованием метода индексации.
Как установлено пунктам 33 и 60 Основ ценообразования N 406, а также пунктом 95 Методических указаний N 1746-э, базовый уровень операционных расходов не подлежит пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования, а корректируется согласно формуле (39) Методических указаний N 1746-э, только в части изменения фактического и прогнозного индексов изменения потребительских цен, индекса эффективности операционных расходов, индекса изменения количества активов.
Из экспертного заключения по материалам рассмотрения дела о корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2019 год на территории с.Чемал, с.Элекмонар, с.Куюс Чемальского района (приказ Комитета по тарифам Республики Алтай N44/18) следует, что в состав систем водоснабжения, эксплуатируемой ООО "Теплосервис" входят: 7 артезианских скважин с насосами марки ЭЦВ 6-10-80, 6-10-185 и мощностью 7,5 кВт.; 7 водонапорных башен; 76 водоразборных колонок; 270 колодцев; водопроводные сети общей протяженностью 30168 метров и диаметром труб от 25 мм до 123 мм.
Из тарифного дела усматривается, что предложение организации по включению в состав себестоимости питьевой воды расходов на оплату труда составило 4 271,20 рублей, в том числе расходы по оплату труда производственных рабочих 3044870,00 руб.
Согласно штатному расписанию ООО "Теплосервис" на 2019 год оплата труда электро-газосварщиков 3 разряда (3ед.) и слесарей аварийно-восстановительных работ 3 разряда (6 ед.).
Ежемесячная оплата труда составляет 13455,28 руб.
Согласно расчету тарифного органа, расходы на оплату труда утвержденные на 2018 год составляют 3 014,36 тыс. руб.
3 014,36*(1-1%)*(1+4,6)*(1+0)
3014,36*0,99*1,046*1
3014,36*1,0355 =3121,37 тыс. руб.
Обществом оспаривается приказ Комитета по тарифам Республики Алтай N53/6 от 28 декабря 2017 г.(в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/18 от 14 ноября 2018г.) "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую ООО "Теплосервис", на 2018-2020 гг, в части, устанавливающей тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2 полугодие 2019 года, то есть на последующий период долгосрочного регулирования.
Операционные расходы на первый год долгосрочного периода были рассчитаны с применением метода экономически обоснованных расходов, утверждены для данной организации приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.12.2017 года N53/6, который административным истцом в установленном законом порядке не оспаривался.
Учитывая, что базовый уровень операционных расходов, в числе которых значатся и расходы на оплату труда, не подлежит пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования, а корректируется согласно формуле (39) Методических указаний N 1746-э, суд приходит к выводу о том, что расходы на оплату труда для ООО "Теплосервис" определены и учтены в тарифах на холодную воду в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере водоснабжения.
Кроме того, на стр.12 названного экспертного заключения указывается о том, что в целях соблюдения предприятием минимального размера оплаты труда, в расчет тарифа на 2019 год экспертами Комитета включено 332,47 тыс. руб.
По аналогичным основаниям суд приходит к выводу об экономической обоснованности тарифа на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2 полугодие 2019 года, в части расходов на оплату труда, установленного приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N46/12 от 18 ноября 2016 г. (в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N43/11 от 7 ноября 2018 г.) в части, устанавливающей тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения в с.Толгоек на 2 полугодие 2019 года с 1 июля 2019 года.
ООО "Теплосервис" на основании концессионного соглашения от 22 октября 2015 года переданы в хозяйственное управление объекты централизованных систем холодного водоснабжения, находящиеся в с.Толгоек МО "Чемальское сельское поселение": артезианская скважина, насос глубинный ЭЦВ 6-10-235, резервуар для хранения воды и сети водоснабжения.
Из тарифного дела по корректировке валовой выручки на 2019 год для ООО "Теплосервис" на территории с.Толгоек Чемальского района усматривается, что обществом было заявлено о включении в состав себестоимости питьевой воды расходов на оплату труда только в отношении производственного персонала, которые составили 244,41 тыс.руб.
Расходы на оплату труда, утвержденные на 2018 год составили 352,84 тыс.руб.
352,84*(1-1%)*(1+4,6%)*(1+0)
352,84*0,99*1,046*1
352,84*1,0355=365,37 тыс.руб.
Расхождение между предложением ООО "Теплосервис" и расчетами экспертов составило 120,96 тыс.руб, что обусловлено предложением размера расходов на оплату труда только в отношении производственного персонала.
Операционные расходы на первый год долгосрочного периода были рассчитаны с применением метода экономически обоснованных расходов, утверждены для данной организации приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.11.2016 года N46/12, с которым административный истец согласился.
Корректировка базового уровня операционных расходов, в числе которых значатся и расходы на оплату труда, произведена по формуле (39) Методических указаний N 1746-э, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Как следует из пункта 64 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (ред. от 24.01.2019) "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Тарифное дело по корректировке валовой выручки на 2019г. для ООО "Теплосервис" на территории с.Чемал, с.Элекмонар, с.Куюс Чемальского района содержит письменное предложение общества о включении в состав себестоимости питьевой воды расходов на электрическую энергию в размере 578,39 руб.
В расчет тарифов включена сумма 587,48 тыс.руб, что в натуральном выражении составило 84,53 тыс. кВт. в год. На первое полугодие 2019 года взят средний тариф за 2 полугодие 2018 года по нерегулируемым ценам, с максимальной мощностью менее 150 кВт и с низким уровнем напряжения с учетом НДС - 6,85 руб./кВт.ч. Во втором полугодии 2019 года тариф на электроэнергию проиндексирован на 103,0% по году, согласно Прогнозу социально-экономического развития Минэкономразвития РФ (от 01.10.2018 года), и составил 7,06 руб./кВт. ч. с учетом НДС.
1 полугодие 2019 года: 0,77 кВт/м3 *6,85 руб./кВт * 54,889 тыс.м3 = 289,51 тыс.руб.
2 полугодие 2019 года: 0,77 кВт/м3 * 7,06 руб./кВт. * 54,889 тыс.м3 = 298,39 тыс.руб.
Расхождение указанной статьи затрат между экспертами Комитета и обществом составило 9,09 тыс.руб. и обусловлено включением в расчет экспертами Комитета удельного расхода электрической энергии на 1 м3 - 0,77 кВт/м3.
Определенный экспертами Комитета по тарифам Республики Алтай размер удельного расхода электрической энергии на 1 м3 - 0,77 кВт/м3 приведен в качестве долгосрочного параметра показателей энергосбережения и энергетической эффективности на периоды регулирования 2018-2022гг. в приложении N1 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 28 декабря 2017 года за N53/6 (ред. от 14.11.2018).
В тарифном деле по корректировке необходимой валовой выручки на 2019 год для ООО "Теплосервис" на территории с.Толгоек Чемальского района (приказ N43/11 от 7 ноября 2018 года) обществом предложено включить в состав себестоимости питьевой воды расходы на электроэнергию в размере 185 тыс.руб.
В расчет тарифов включена сумма в размере 168,05 тыс.руб, что в натуральном выражении составило 24,18 тыс.кВт. в год.
В качестве исходного тарифа на электроэнергию взят средний тариф за 1 полугодие 2018 года по 1-2 ценовой категории, с максимальной мощностью менее 150 кВт и со средним уровнем напряжения с учетом НДС - 6,85 руб/кВт.
Во втором полугодии тариф проиндексирован на 103,0%, согласно Прогнозу социально-экономического развития Минэкономразвития РФ(от 01.10.2018 года), и составил 7,06 руб./кВт.ч. с учетом НДС.
1 полугодие 2019 года: 2 кВт/м3 * 6,85 руб./кВт * 6,045 тыс.м3 = 82,82 тыс.руб.
2 полугодие 2019 года: 2 кВт/м3 * 7,06 руб./кВт * 6,045 тыс.м3 = 85,36 тыс.руб.
Расхождение по данной статье затрат составило 17,82 тыс.руб. и обусловлено тем, что экспертами Комитета расчет произведен исходя из удельного расхода электрической энергии на 1 м3, утвержденного в последующем приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 18 ноября 2016 года N46/12 в долгосрочных параметрах регулирования тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения для ООО "Теплосервис" на 2019 год в размере 2,0 кВт/м3 (приложение N1).
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования, в том числе операционных расходов, неподконтрольных расходов и расходов на приобретение электрической энергии и топлива.
В силу подпункта "г" пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся в том числе показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).
Административным истцом выражается несогласие с установленным в приложение N1 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 28 декабря 2017 года N53/6 удельным расходом электрической энергии в размере 0,77, ввиду того, что рекомендованные Комитетом по тарифам Республики Алтай письмом N1779 от 06.09.2017 года предельные значения долгосрочных параметров регулирования тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, размеры удельного расхода электрической энергии составили: на 2017 год - 2,03 кВт.ч./куб.м.; на 2018 год - 1,97 кВт.ч./куб.м.; на 2019 год - 1,91 кВт.ч./куб.м.
Кроме того, концессионными соглашениями (п.8) размер удельного расхода электрической энергии определен в размерах 2,00 - 2,03 кВт*ч/куб.м.
Вместе с тем, суд полагает, что предусмотренных законом оснований для принятия к расчету при определении тарифов - размера удельного расхода электрической энергии, определенного концессионным соглашением и письмом Комитета по тарифам Республики Алтай, не имеется.
Из содержания пункта 8 концессионных соглашений следует обязанность концессионера достигнуть плановые значения (показатели) деятельности - удельного расхода электрической энергии (на подъем воды) в размере 2 кВт.ч/м3, что не может рассматриваться в качестве соответствующего параметра долгосрочного регулирования.
Кроме того, такие параметры в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов не согласовывались.
Проверив расчеты вышеприведенных долгосрочных параметров в части определения размеров удельного расхода электрической энергии (приложение N1 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 28 декабря 2017 года N53/6; приложение N1 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 18 ноября 2016 года N46/12), суд находит их соответствующими положениям пункта 64 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (ред. от 24.01.2019) "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
По существу, позиция административного истца по настоящему делу выражается в несогласии с размером расходов по оплате труде и размером расходов на электрическую энергию, необоснованно, по мнению общества, не включенных Комитетом по тарифам Республики Алтай в тарифы.
При этом представитель административного истца в ходе судебного разбирательства пояснил об отсутствии возражений относительно размера тарифов, установленных оспариваемыми в части приказами.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушениях, допущенных при принятии оспариваемых в части нормативных правовых актов, административным истцом не заявлено. Судом такие факты также не установлены.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемые в части приказы Комитета по тарифам Республики Алтай требованиям действующего законодательства соответствуют, права и законные интересы административного истца не нарушают, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующими с 1 июля 2019 года и нарушающими права и законные интересы административного истца: приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N49/7 от 11 декабря 2017 г..(в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/6 от 14 ноября 2018 г..) в части, устанавливающей тариф на тепловую энергию на 2 полугодие 2019 года; приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N53/6 от 28 декабря 2017 г..(в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N44/18 от 14 ноября 2018г.) в части, устанавливающей тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2 полугодие 2019 года; приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N46/12 от 18 ноября 2016 г..(в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай N43/11 от 7 ноября 2018 г..) в части, устанавливающей тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения в с.Толгоек на 2 полугодие 2019 года и обязании Комитета по тарифам Республики Алтай привести тариф на тепловую энергию на 2 полугодие 2019 года, утвержденный приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N44/6 от 14 ноября 2018 года, в соответствии с действующим тарифным законодательством РФ, а также в соответствии с Федеральным законом РФ N421-ФЗ, Федеральным законом от 07.03.2018 г..N41-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2018 г..N481-ФЗ до 01.07.2019г.; тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения на 2 полугодие 2019 года, утвержденный приказом Комитета по тарифам Республики Алтай N44/18 от 14 ноября 2018 г, в соответствие с действующим тарифным законодательством РФ, а также в соответствие с Федеральным законом РФ N421-ФЗ, Федеральным законом от 07.03.2018 г..N41-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2018 г..N481-ФЗ до 01.07.2019г.; тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения в с.Толгоек на 2 полугодие 2019 года, утвержденный приказом Комитета по тарифам
Республики Алтай N43/11 от 07 ноября 2018 года, в соответствие с действующим тарифным законодательством РФ, а также в соответствие с Федеральным законом РФ N421-ФЗ, Федеральным законом от 07.03.2018г. N41-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2018г. N481-ФЗ до 01.07.2019г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Кокшарова
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.