Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Солоповой И.В.
судей - Шинжиной С.А, Черткова С.Н.
при секретаре - Казаниной Т.А,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Турдубаевой Т.Е. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 17 мая 2019 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований Турдубаевой Т.Е, предъявленных к администрации МО "Кош-Агачский район", о признании незаконными решения жилищной комиссии администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" и постановления главы администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" N "Об исключении из списка Турдубаевой Т.Е.", о восстановлении Турдубаевой Т.Е. в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в категорию " "данные изъяты"" с "дата".
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Турдубаева Т.Е. обратилась в суд с иском к администрации МО "Кош-Агачский район" о восстановлении в списках граждан-участников программы на получение жилищной субсидии, признании решения жилищной комиссии и постановления администрации МО "Кош-Агачский район" незаконными, мотивировав требования тем, что с "дата" состояла на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории " "данные изъяты"", с составом семьи 2 человека (с сыном Турдубаевым В,О.). В 2013, 2016, 2017 она прошла перерегистрацию, очередность по категории "пенсионеры" под N, по республиканскому списку N. Постановлением главы администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" ее исключили из списка участников данной программы, на основании решения жилищной комиссии администрации МО "Кош-Агачский район" в соответствии с пп. "д" п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поводом для снятия с регистрации и учета послужило то, что сын Турдубаев В.О. проживал в "адрес" в квартире, принадлежащей ему по "адрес". В "данные изъяты" он, решив уехать в "адрес", формально оформил договор дарения квартиры на ее (истицы) имя. Турдубаева Т.Е. в это время проживала в "адрес". "дата" сын фактически сам продал данную квартиру, в квартире она проживала, поскольку не собиралась в то время выезжать в "адрес" на постоянное проживание. Истица полагает, что не приобретала себе данное жилье, сын только формально оформил на нее право собственности путем договора дарения. В настоящее время она продолжает проживать в селе Кош-Агач.
Оснований для снятия Турдубаевой Т.Е. с учета не имеется, поскольку она в действительности не приобретала квартиру за пределами Кош-Агачского района. Истица просит признать незаконным решение жилищной комиссии администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" и постановление главы администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" N "Об исключении из списка Турдубаеву Т.Е."; восстановить в очереди истца по списку в категории " "данные изъяты"" с "дата".
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Турдубаева Т.Е, указывая, что ее жилье в "адрес" не пригодно для проживания, согласно заключению межведомственной комиссии от "дата". Правительство Республики Алтай после 2017 года не приняло новую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай. На имя истца была зарегистрирована, подаренная сыном квартира, но не приобретенная ею на собственные средства или на средства государства. Со времени продажи ею квартиры прошло 9 лет, поэтому на основании п.2 Федерального закона Российской Федерации от 07.06.2017 года N119-ФЗ она не должна была быть исключена из списка граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы жалобы и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25.10.2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.
В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года N879.
В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п.17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета в соответствии с п.21 Положения.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения. К данным основаниям, в частности, относятся: приобретение (строительство) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (пп."д"); изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (пп. "и").
Таким образом, право на жилищную субсидию имеют лица либо не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.
Как указывалось выше действующий Федеральный Закон от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в качестве одного из обязательных условий возникновения права на получение жилищных субсидий предусматривает отсутствие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера.
Как установилсуд и подтверждается материалами дела, Турдубаева Т.Е. с "дата" была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", состояла на указанном учете по категории "пенсионеры".
Турдубаева Т.Е. в соответствии с заявлением (рапортом) и постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" состояла на учете с составом семьи: Турдубаев В.О, "дата" года рождения, Турдубаев В.О, "дата" года рождения.
Постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" N от "дата" на основании решения жилищной комиссии администрации МО "Кош-Агачский район" N от "дата" Турдубаева Т.Е. исключена из сводного списка участников программы в соответствии с пп. "д" п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года N 879.
Основанием для такого решения послужило установление факта наличия у истца в период с "дата" по "дата" в собственности жилого помещения - квартиры по адресу: "адрес".
При разрешении вопроса о правомерности действий ответчика, суд первой инстанции, проанализировав установленные обстоятельства применительно к требованиям Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года N 879, пришел к выводу о правомерности принятого ответчиком решения и отсутствии у истца права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с первоначальной даты постановки на учет.
При этом суд обоснованно исходил из того, что обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, является отсутствие жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а ввиду наличия у истца жилого помещения за пределами района Крайнего Севера, исключение Турдубаевой Т.Е. из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилья, является правомерным.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Исходя из общих положений гражданского законодательства об основаниях приобретения права собственности следует, что граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что Турдубаева Т.Е. находясь на учете для получения социальной выплаты, в период с "дата" по "дата" имела в собственности жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
О нахождении указанного объекта недвижимого имущества в собственности истец ответчика в известность не ставила.
Учитывая характер и назначение указанных выше выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловную утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение социальных выплат.
Однако Турдубаева Т.Е, не уведомив администрацию МО "Кош-Агачский район" о наличии у нее в собственности жилого помещения на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, продолжила состоять на учете в Списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не имея на то оснований.
Принимая во внимание, что истец, утратив право на получение социальной выплаты в 2008 году, своевременно не уведомил администрацию Кош-Агачского района об изменении условий, в результате которых прекратились основания для признания его нуждающимся в переселении, следует признать, что Турдубаева Т.Е. на момент принятия оспариваемого решения вследствие вышеуказанных обстоятельств неправомерно продолжала состоять на учете с датой постановки на учет "дата".
Таким образом, приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, является основанием для снятия гражданина с учета, подпадающим под действие п. 21 Положения.
Основание приобретения жилого помещения в собственность (за исключением единственного случая - приобретения жилья за счет ипотечных кредитов и наличия непогашенной ссудной задолженности по этому кредиту) не имеет в данном случае правового значения.
Законоположения, в том числе учитывающие в целях предоставления жилищной субсидии гражданам такой критерий, как нуждаемость их в жилье за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, который, претендует на получение жилищной субсидии, имевшего жилье на праве собственности за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 года N 2086-О, от 29.01.2019 года N191).
На учете в качестве лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера могут состоять только те граждане, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством того субъекта Федерации, на территории которого они проживают после выезда из районов Крайнего Севера.
Приобретение гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако в силу п. 22 Положения в случае, если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Довод апелляционной жалобы о том, что с момента прекращения права собственности истца на жилое помещение в "адрес" прошло более пяти лет, не может быть принят во внимание, учитывая обстоятельства настоящего дела, свидетельствующие о том, что Турдубаева Т.Е. скрыла от регистрирующего органа сведения о наличии у нее в собственности квартиры, а также о сознательном искусственном ухудшении Турдубаевыми своих жилищных условий с намерением получения жилищной субсидии, что является самостоятельным основанием для отказа истцу в удовлетворении его требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для изменения либо отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку выводов суда не опровергают, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые суд в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67, 196, 198 ГПК РФ тщательно исследовал в процессе рассмотрения данного спора. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 17 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Турдубаевой Т.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи С.А. Шинжина
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.