Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А,
судей - Черткова С.Н, Имансакиповой А.О,
при секретаре - Кыпчаковой Л.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам директора общества с ограниченной ответственностью "Озерное" Каменева А.В, Бурцевой Ольги Владимировны, Корнеевой Екатерины Сергеевны на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 25 апреля 2019 года, которым
отказано в удовлетворении административного искового заявления Бурцевой Ольги Владимировны, Корнеевой Екатерины Сергеевны к Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай о признании распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 23 октября 2018 года N 690 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Алтай" незаконным, его отмене, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей в пользу каждой.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурцева О.В, Корнеева Е.С. обратились в суд с административными исковыми заявлениями к Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай о признании распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 23.10.2018 года N 690 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Алтай" незаконным, его отмене. В обоснование указывая, что оспариваемым распоряжением изымаются для государственных нужд Республики Алтай земельные участки с кадастровым номером N принадлежащий собственнику Бурцевой О.В, с кадастровым номером N, принадлежащий собственнику Корнеевой Е.С. Данное распоряжение истцы полагают незаконным, в виду того, что в соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. В соответствии со статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации с ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой, а потому просит удовлетворить заявленные требования.
Определением суда от 25 апреля 2019 года произведена замена стороны Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай на его правопреемника Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме просят в апелляционных жалобах директор ООО "Озерное" Каменев А.В, Бурцева О.В, Корнеева Е.С.
Директор ООО "Озерное" Каменев А.В. в обоснование жалобы указывает, что оспариваемое Распоряжение незаконно, так как ООО "Озерное" участвовало в переписке и достигло договоренности с ООО "Газпром межрегионгаз" с участием ООО "РусИнжиниринг", Филиалом ООО "Газпром Газораспределение Томск" в Республике Алтай, Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай. Объект "Газопровод межпоселковый от ГРС "Нижняя Каянча" Алтайского района Алтайского края до с. Манжерок Майминского района Республики Алтай" является коммерческим объектом, будет находиться в собственности ООО "Газпром межрегионгаз", его строительство направлено на извлечение прибыли, также он соединяет объекты, находящиеся в собственности ООО "Газпром межрегионгаз". Издав указанное Распоряжение, Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай незаконно вмешалось в предпринимательскую деятельность, и препятствует ее осуществлению. Кроме того, судом не было удовлетворено ходатайство о приобщении документов, касающихся данной переписки, хотя они свидетельствуют о важных обстоятельствах дела. Ссылается на ст. 2 Закона Республики Алтай от 14 мая 2007 года N 12-РЗ "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай", в соответствии с которым устанавливается минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения - 0,1 га. Таким образом, при разделе земельных участков в соответствии с Распоряжением N 690 от 23.10.2018, не могут быть образованы земельные участки менее 1000 кв. м. Однако, согласно решению об изъятии образуются земельные участки площадью менее 1000 кв.м, что противоречит действующему законодательству.
В апелляционных жалобах Бурцева О.В, Корнеева Е.С. указывают на то, что суд первой инстанции неверно истолковал нормы действующего законодательства о государственных или муниципальных нуждах. Доводы истцов о том, что государственные или муниципальные нужды в Российской Федерации реализуются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ суд не принял во внимание. Учитывая, что застройщиком объекта является ООО "Газпром межрегионгаз", генеральной проектной организацией - ООО "Русинжиниринг", с которыми у Правительства Республики Алтай отсутствуют заключенные в соответствии с действующим законодательством государственные контракты, выводы суда о наличии государственных или муниципальных нужд Республики Алтай не основаны на законе. Суд не принял во внимание доводы истцов и заинтересованного лица ООО "Озерное" о том, что ООО "Озерное" вело переписку с ООО "Газпром Газораспределение Томск" о вариантах размещения объекта, которые предполагают прохождение объекта не затрагивая земельные участки истцов. В приобщении документов, подтверждающих факт переписки, судом было отказано. Полагают, что не основан на нормах закона и представленных документах вывод суда об отсутствии других возможных вариантов размещения объектов, поскольку суд данный факт не устанавливал. Кроме того, само проектирование ведется с нарушением закона. Считают, что за изъятием земельных участков может обратиться орган государственной власти, однако в рассматриваемом случае государственные или муниципальные нужды отсутствуют, объект полностью финансируется за счет денежных средств коммерческой организации. Обращают внимание на то, что на сайте Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай опубликована одна редакция оспариваемого акта, фактически же ответчик изменил редакцию и предоставил в суд другую.
Данное обстоятельство является недопустимым, поскольку должны быть внесены официальные изменения и вручены лицу в порядке, предусмотренным действующим законодательством. Бурцева О.В. в апелляционной жалобе отмечает, что согласно ст. 2 Закона Республики Алтай от 14 мая 2007 года N 12-РЗ "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай" устанавливается минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения - 0,1 га. Таким образом, при разделе земельного участка с кадастровым номером: N не могут быть образованы земельные участки менее 1000 кв.м, однако согласно решению об изъятии образуются земельные участки площадью 619 кв.м. и площадью 387 кв.м, что противоречит действующему законодательству. Кроме того, земельный участок, площадью 387 кв.м. не может использоваться истцом по назначению. Корнеева Е.С. дополнительно указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером N и расположенные на нем объекты недвижимости были приобретены по договору купли-продажи и 13.09.2018 зарегистрированы в органах регистрации, то есть до принятия решения об изъятии в первоначальной редакции. В декабре 2018 году указанный земельный участок был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами N. Учитывая, что оспариваемое Распоряжение было отправлено в адрес истца в феврале 2019, выводы суда о том, что земельные участки с кадастровыми номерами N образованы после уведомления об изъятии незаконны и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В письменном отзыве на апелляционные жалобы представитель Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай Киселева Т.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы представитель ООО "Газпром газораспределение Томск" в лице филиала в Республике Алтай Тишкина Е.В. указывает на законность и обоснованность решения суда, полагает решение суда не подлежащим отмене.
Выслушав пояснения представителя административных истцов Бурцевой О.В, Корнеевой Е.С. - Булыгина С.А, поддержавшего доводы апелляционных жалоб, представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Республики - Киселеву Т.В. и представителя заинтересованного лица ООО "Газораспределение Томск" Тишкину Е.В. возражавших относительно удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как установлено судом, Распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 23.10.2018 года N 690 принято решение об изъятии для государственных нужд Республики Алтай в целях строительства объекта регионального значения ? "Газопровод межпоселковый от ГРС "Нижняя Каянча" Алтайского края до села Манжерок Майминского района Республики Алтай" согласно приложению.
Согласно приложению к указанному распоряжению, Корнеева Е.С. и Бурцева О.В, в числе прочих, являются собственниками земельных участков, из которых предстоит образовать земельные участки, подлежащие изъятию для государственных нужд Республики Алтай в целях строительства объекта регионального значения - "Газопровод межпоселковый от ГРС "Нижняя Каянча" Алтайского края до села Манжерок Майминского района Республики Алтай".
Кроме того, указанным распоряжением Отделу по управлению земельными ресурсами Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай предписано в течении десяти дней со дня принятия настоящего Распоряжения осуществить действия, установленные пунктом 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
На Министерство регионального развития Республики Алтай возложены обязанности: выступить заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков указанных в приложении, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом; выступить заказчиком работ по оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков указанных в приложении в настоящему распоряжению, с учетом положений статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации; направить правообладателям земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, проекты соглашений об изъятии земельных участков; принять меры по заключению в установленном порядке соглашений об изъятии земельных участков с правообладателями земельных участков; предоставить возмещения правообладателям изымаемых земельных участков для государственных нужд Республики Алтай в соответствии с соглашениями, указанными в пункте 4 настоящего распоряжения; обеспечить регистрацию права собственности Республики Алтай на изъятые земельные участки в органе регистрации прав; в установленном законом порядке обеспечить предъявление исков о принудительном изъятии земельных участков в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателями изымаемых земельных участков проекта соглашения об изъятии земельных участков правообладателями изымаемых земельных участков не представлено подписанное соглашение об изъятии земельных участков; предоставить возмещение правообладателям изымаемых земельных участков для государственных нужд Республики Алтай в соответствии со вступившими в законную силу решениями суда; в трехдневный срок после выполнения пункта 6 настоящего распоряжения предоставить в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости для включения в реестр государственной собственности Республики Алтай.
Согласно преамбулы оспариваемого распоряжения, оно принято в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Положением о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 21 мая 2015 года N 135, Схемой территориального планирования Республики Алтай, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 27 февраля 2018 года N53, на основании приказа от 04 мая 2018 года N 234-Д "Об утверждении документации по планировке территорий для строительства объекта "Газопровод межпоселковый от ГРС "Нижняя Каянча" Алтайского края до села Манжерок Майминского района Республики Алтай" и признании утратившим силу приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 16 февраля 2018 года N71-Д и ходатайства Министерства регионального развития Республики Алтай.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст.279 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой принято оспариваемое распоряжение, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
При этом само по себе решение органа государственной власти об изъятии земельного участка является административным решением (Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г.) Текст Обзора опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2016 г, N 4).
В силу п. 2 ст. 49 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным (в том числе) со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: - объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый истицами ненормативный акт государственного органа соответствует требованиям закона, в связи с чем основания для признания его недействительным отсутствуют.
Судебная коллегия признает эти выводы правильными.
В силу вышеприведенных норм ст. 279 ГК РФ и ст. 49 ЗК РФ, государство в лице своих уполномоченных органов праве принимать решения об изъятии земельных участков, находящихся в собственности других лиц, для государственных нужд в установленном законом порядке.
Оспариваемое распоряжение принято компетентным органом государственной власти.
Как следует из содержания оспариваемого распоряжения, изъятие земельного участка осуществляется для государственных нужд, связанных со строительством объектов систем газоснабжения.
Такое основания изъятия земельного участка соответствует требованиям ст. 49 ЗК РФ.
В самом распоряжении указано, что изъятие земельных участков (включая земельные участки истцов) должно осуществляться в установленном порядке.
При этом оспариваемое распоряжение само по себе актом изъятия земельного участка не является, поскольку в силу положений ст. 282 ГК РФ и 56.9 ЗК РФ изъятие осуществляется либо на основании соответствующего соглашения об изъятии либо на основании решения суда.
Распоряжением N690 от 23.10.2018 года не устанавливались конкретные условия изъятия земельного участка, а также не утверждался проект строительства, включая те его части, с которыми не согласны истцы.
Кроме того, несогласие с проектом строительства не имеет существенного значения для оценки законности решения государственного органа об изъятии земельного участка.
Судебная коллегия полагает, что Бурцева О.В, Корнеева Е.С. не доказали в установленном законом порядке факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов, вследствие принятия распоряжения N690.
Учитывая положения ст. 13 ГК РФ, обстоятельством, имеющим значение для дела, является соответствие или несоответствие оспариваемого распоряжения требованиям закона.
Поскольку оспариваемое распоряжение закону не противоречит, то является правильным вывод суда первой инстанции об отказе в административном иске.
.
Довод жалобы ООО "Озерное" о том, что в результате изъятия земельного участка и их раздела, образуются земельные участки площадью меньше 1000 кв.м, не может служить основанием к отмене решения.
Поскольку, согласно ч. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Ссылка ООО "Озерное" на то обстоятельство, что объект "Газопровод межпоселковый от ГРС "Нижняя Каянча" Алтайского района Алтайского края до с.Манжерок Майминского района Республики Алтай является коммерческим объектом несостоятельна и опровергается материалами дела.
Иные доводы жалоб не могут служить основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы директора общества с ограниченной ответственностью "Озерное" Каменева А.В, Бурцевой Ольги Владимировны, Корнеевой Екатерины Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.А. Кокшарова
Судьи А.О. Имансакипова
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.