Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.А. Харченко
судей
И.И. Мотиной
В.С. Сокола
при секретаре судебного заседания
Д.Н. Побережной
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Радцевич Валерия Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, об обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда в городе Саки и Сакском районе Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 26 марта 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично, -
установила:
28 ноября 2018 года Радцевич В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, об обязании совершить определенные действия, в котором просил суд:
признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республик Крым N 199349 от 27.09.2018 года об отказе в установлении пенсии незаконным;
обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым при подсчёте стажа включить в подсчёт страхового стажа периоды работы:
с 01.07.1994 года по 20.12.1996 года и с 22.12.1996 года по 10.01.1997 года работа в малом предприятии "Спецстроймонтаж";
с 25.06.1999 года по 19.08.1999 года работа в колхозе им. Телишевского;
с 30.09.2002 года по 07.09.2009 года работа в ООО "Строительно-монтажный трест";
в подсчёт специального стажа периоды работы:
с 07.04.1983 года по 19.03.1989 года работа в должности электромонтера контактной сети на Помошнянском участке энергосбережения ордена Трудового Красного Знамени Одесской железной дороги;
с 20.03.1986 года по 19.12.1988 года - слесарь по ремонту автомобилей на Помошнянском участке энергосбережения ордена Трудового Красного Знамени Одесской железной дороги;
с 01.07.1994 года по 20.12.1996 года и с 22.12.1996 года по 10.01.1997 года - электросварщиком в малом предприятии "Спецстроймонтаж";
с 30.09.2002 года по 12.03.2010 года работа в ООО "Строительно-монтажный тест" в качестве электросварщика ручной сварки 5 разряда;
с 14.08.2012 года по 03.06.2013 года, с 17.06.2013 года по 21.02.2014 года работа в ОАО "Уренгойтрубопроводстрой" в качестве электросварщика ручной сварки 5 разряда;
в подсчёт специального стажа как работу в Районах Крайнего Севера период работы
с 30.09.2002 года по 07.09.2009 года в ООО "Строительно-монтажный трест";
обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым назначить Радцевичу Валерию Александровичу трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за её назначением.
Заявленные требования мотивированы тем, что 14 июня 2018 года истец обратился в учреждение пенсионного фонда с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", к которому были представлены трудовая книжка, справки о регистрации, аттестат, справки, выданные работодателем, личная карточка, справки о заработной плате и другие документы. Однако решением учреждения N 199349 от 27.09.2018 г. в установлении страховой пенсии отказано по причине отсутствия требуемого общего и специального страхового стажа работы. Истец полагает указанное решение незаконным, нарушающим его права, периоды работы не включены в подсчет страхового и специального стажа необоснованно, записи о характере работы, месте работы, занятость полный рабочий день отражены в трудовой книжке, справках, личной карточке, архивных справках. Данным решением были ущемлены права на пенсионное обеспечение, так как учреждение пенсионного фонда безосновательно лишило его возможности на досрочное получение пенсии.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 26 марта 2019 года исковые требования Радцевич Валерия Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, об обязании совершить определенные действия удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости за работу в РКС Радцевичу Валерию Александровичу N 199349 от 27.09.2018 г.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым включить в подсчет страхового стажа Радцевича Валерия Александровича периоды работы, дающего право на установление досрочной страховой пенсии по старости периоды работы Радцевича Валерия Александровича:
с 01.07.1994 г. по 20.12.1996 г, с 22.12.1996 г. по 10.01.1997 г. - в должности электросварщика в малом предприятии "Спецстроймонтаж";
с 25.06.1999 г. по 19.08.1999 г. в должности электросварщика в колхозе им. Телишевского;
с 30.09.2002 г. по 12.03.2010 г. в должности электросварщика в ООО "Строительно-монтажный трест".
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым включить в подсчет специального стажа Радцевича Валерия Александровича, дающего право на установление досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.5 п.1 ст.30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 периоды работы Радцевича Валерия Александровича:
с 07.04.1983 г. по 19.03.1986 г. в должности электромонтера контактной сети на Помошнянском участке энергосбережения ордена Трудового Красного Знамени Одесской железной дороги.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым включить в подсчет специального стажа Радцевича Валерия Александровича, дающего право на установление досрочной страховой пенсии по старости на основании Списка N 2 периоды работы Радцевича Валерия Александровича:
01.07.1994 г. по 20.12.1996 г, с 22.12.1996 г. по 10.01.1997 г. в должности электросварщика в малом предприятии "Спецстроймонтаж";
с 30.09.2002 г. по 12.03.2010 г. в должности электросварщика ручной сварки 5 разряда в ООО "Строительно-монтажный трест";
с 14.08.2012 г. по 03.06.2013 г, с 17.06.2013 г. по 21.02.2014 г. в должности электросварщика ручной сварки 5 разряда в ОАО "Уренгойтрубопроводстрой".
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым включить в подсчёт специального стажа Радцевича Валерия Александровича, дающего право на установление досрочной страховой пенсии по старости, как работу в РКС, периоды работы Радцевича Валерия Александровича:
с 30.09.2002 года по 07.09.2009 года в должности электросварщика в ООО "Строительно-монтажный трест".
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым установить Радцевичу Валерию Александровичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.6 ч.1 ст.32 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения с заявлением - 14.06.2018 года.
В остальной части требования оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым, 06 мая 2019 года, подало апелляционную жалобу, в которой просило оспариваемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объёме. Доводы апелляционной жалобы тождественны доводам, изложенным пенсионным органом в решении об отказе в установлении страховой пенсии и возражении на иск, а именно: апеллянт указывает на то, что у истца отсутствует общий и специальный стаж, достаточный для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.6 части 1 статьи 32 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте слушания дела извещены в надлежащий способ, что подтверждено материалами дела. От представителя апеллянта поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствии сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "ОБ обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств участников СНГ регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г.
Согласно статьям 1,6 Соглашения от 13.03.1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения проводится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта1992 года. Пунктом 4 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик Бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р, предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лица, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную пенсию по старости лицам прибывшим из государств- участников Соглашения от 13.03.1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Радцевич В.А. является иностранным гражданином - гражданином Украины, имеющим вид на жительство в Российской Федерации, что подтверждается видом на жительство "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, действительным по ДД.ММ.ГГГГ. Радцевич В.А. зарегистрирован по адресу: "данные изъяты" (лист дела 30).
14 июня 2018 года Радцевич В.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (листы дела 61-62).
Как усматривается из материалов выплатного дела, копия которого приобщена к материалам дела, к заявлению истцом были приложены: справка о заработной плате N 01111656 от 28.04.2017 года; справка о заработной плате N 20 от 14.02.2018 года; копия документа об образовании; справка; справка работодателя N 918 от 18.02.2014 года; справка работодателя N 181152 от 10.05.2017 года; справка работодателя N 1403 от 14.02.2018 года; справка работодателя о периодах работы N 011113501 от 30.11.2017 года; справка архивного учреждения N 1204029743 от 19.01.2018 года; документ об открытии лицевого счета в кредитном учреждении справка о реорганизации предприятия (учреждения); вид на жительство иностранного гражданина, СНИЛС, трудовая книжка. Трудовая книжка Радцевича В.А. заполнена на русском языке, печати и записи в ней читаемы (листы дела 16-18, 47-91).
Решением ГУ - УПФ Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе РК от 27.09.2018 года N 199349 Радцевичу В.А. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости за работу в связи с отсутствием требуемого общего и специального страхового стажа работы в РКС (листы дела 12-15).
В соответствии с вышеуказанным решением стаж на соответствующих видах работ составил 7 лет 1 месяц 19 дней, страховой стаж, включаемый согласно статье 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 12 лет 10 месяцев 2 дня.
Названным решение пенсионного органа, из подсчета страхового стажа исключены периода работы Радцевича В.А.:
с 01.07.1994 г. по 20.12.1996 г. и с 22.12.1996 г. по 10.01.1997 г. работа в малом предприятии "Спецстроймонтаж" в связи с отсутствием документально подтверждения трудового стажа приобретенного на территории государств-участников Соглашения;
с 25.06.1999 г. по 19.08.1999 г. - работа в колхозе им. Телишевского в связи с тем, что за данный период сведений о работе и о заработной плате в книжках учета расчетов по оплате труда на Радцевича В.А. не обнаружено;
с 30.09.2002 г. по 07.09.2009 г. работа в ООО "Строительно-монтажный трест", так как согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001г N 173-Ф3 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 Федерального закона N 173-Ф3 от 17.12.2001 года, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 173-Ф3 от 17.12.2001 года, застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с указанным Федеральным законом являются граждане Российской Федерации, а также постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства осуществляющие, в частности, работу по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг. Таким образом, временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (в том числе граждане Украины) до 01.01.2012 г. обязательному страхованию не подлежали и оснований для учета указанным гражданам периодов работы, также ошибочно уплаченных взносов при назначении пенсии не имеется.
Исключены из подсчета специального стажа Радцевича В.А. по пп.5 п.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. на основании Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" ст. 12 Закона РСФСР" О государственных пенсиях в РСФСР утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 г. N 272 в связи с отсутствием сведения, подтверждающих занятость в течении полного рабочего дня на непосредственном осуществлении организации перевозок и обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене:
с 07.04.1983 г. по 19.03.1986 г. электромонтером контактной сети на Помошнянском участке энергосбережения ордена Трудового Красного Знамени Одесской железной дороги, а также связи с отсутствием документального подтверждения занятости на магистральных железных дорогах;
с 20.03.1986 г. по 19.12.1986 г. слесарем по ремонту автомобилей на Помошняском участке энергосбережения ордена Трудового Красного Знамени Одесской железной дороги, так как такая должность не поименована вышеуказанным Списком.
Исключено из подсчета специального стажа Радцевича В.А. по Списку N 2 согласно разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 221.05.1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пению за выслугу лет и Списка N 2 и в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 периоды работы в связи с отсутствием занятости в течении полного рабочего дня на соответствующем виде сварки:
с 01.07.1994 по 20.12.1996, с 22.12.1996 по 10.01.1997 электросварщиком в малом предприятии "Спецстроймонтаж", а также в связи с отсутствием документального подтверждения трудового стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения;
с 30.09.2002 г. по 12.03.2010 г. работа в ООО "Строительно-монтажный трест" в качестве электросварщика ручной сварки 5 разряда, так как отсутствует документ, подтверждающий занятость в течение полного рабочего дня во вредном производстве;
с 14.08.2012 г. по 03.06.2013 г, с 17.06.2013 г. по 21.02.2014 г. - работа в "Уренгойтрубопроводстрой" в качестве электросварщика ручной сварки 5 разряда, так как отсутствуют документы, подтверждающие занятость в течение полного рабочего дня на вредном производстве.
Исключены из подсчета специального стажа Радцевича В.А. как работу в РКС периоды в соответствии со ст. 33 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и п.1 ст. 10 Федерального Закона от 17.12.2001г N 173-Ф3:
с 30.09.2002 г. по 07.09.2009 г. (до сведений о регистрации в г. Ноябрьск) работа в ООО "Строительно-монтажный трест", так как согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-Ф3, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (действовавшего до 01.01.2012), застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с указанным Федерльным законом являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие, в частности, работу по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг. Таким образом, временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (в том числе граждане Республики Украина) до 01.01.2012 года обязательному страхованию не подлежали и оснований для учета указанным гражданам периодов работы, а также ошибочно уплаченных взносов при назначении пенсии не имеется.
Статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Так, судом первой инстанции установлено, что из трудовой книжки БТ-1 N 9933500 от 07.04.1983 г, удостоверения от 20.05.1983 г. следует, что Радцевич В.А. работал: с 07.04.1983 г. по 19.03.1986 г. в должности электромонтера контактной сети на Помошнянском участке энергосбережения ордена Трудового Красного Знамени Одесской железной дороги; с 01.07.1994 г. по 20.12.1996 г, с 22.12.1996 г. по 10.01.1997 г. - в должности электросварщика в малом предприятии "Спецстроймонтаж"; с 25.06.1999 г. по 19.08.1999 г. в должности электросварщика в колхозе им. Телишевского; с 30.09.2002 г. по 12.03.2010 г. в должности электросварщика в ООО "Строительно-монтажный трест"; с 14.08.2012 г. по 03.06.2013 г, с 17.06.2013 г. по 21.02.2014 г. в должности электросварщика ручной сварки 5-го разряда в ОАО "Уренгойтрубопроводстрой" (листы дела 16-18, 140).
Из архивной справки отдела по делам архива Администрации города Новый Уренгой от 19.01.2018 г. следует, что ОАО "Уренгойтрубопроводстрой" ликвидировано (лист дела 20), из справки N 918 от 18.04.2014 выданной ОАО "Уренгойтрубопроводстрой" судом установлено, что Радцевич В.А. работал на предприятии электросварщиком ручной сварки 5 разряда, полный рабочий день, без совмещения, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп.6 п.1 ст. 28 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (лист дела 21).
Указанные обстоятельства также подтверждаются архивными справками от 28.01.2019 г, трудовым договором N 991/12 от 14.08.2012 г, удостоверением N 10/09 (листы дела 90-91, 104-107, 117-121, 122).
Из справки выданной начальником Производственного подразделения Службы электроснабжения "Помошнянская дистанция электроснабжения, регионального филиала "Одесская железная дорога" следует, что на все выплаты Радцевич В.А. начислены страховые взносы, из справки N 14/03 от 14.02.2018 года - что Радцевич В.А, работал на предприятии электромонтером контактной сети, полный рабочий день (листы дела 23-24).
Из архивной выписки, выданной начальником отдела по делам архивов Администрации города Ноябрьск ЯНАО от 20.12.2017 N Р-167 следует, что Радцевич В.А. работал электросварщиком 5 разряда ООО "Строительно-монтажный трест" с 30.09.2002 с оплатой северной надбавки, уволен 12.03.2010 г, предприятие находилось в ЯНАО Тюменской области, которая относится к району Крайнего Севера (лист дела 80).
Указные обстоятельства также подтверждаются копией личной карточки, архивной справкой от 20.02.2019 г, пропуском и удостоверением N 590, разрешением на работу иностранного гражданина или лица без гражданства, договором N 10731 от 18.10,2002 г, удостоверением N 19433, удостоверения N 42335 (листы дела 81-82, 111-113, 123-128, 141-14).
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части признания незаконными действий пенсионного органа в части документального подтверждения трудового стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанное противоречит Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, так как основным документом подтверждающим периоды работы Радцевича В.А. является трудовая книжка.
В связи с чем, суд первый инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что учреждением ответчика незаконно были исключены из подсчета стажа Радцевича В.А, как общего, так и специального, периоды работы с 01.07.1994 г. по 20.12.1996 г, с 22.12.1996 г. по 10.01.1997 г. - в должности электросварщика в малом предприятии "Спецстроймонтаж".
Одновременно, вышеуказанные периоды, а также периоды с 30.09.2002 г. по 12.03.2010 г. в должности электросварщика ручной сварки 5-го разряда в ООО "Строительно-монтажный трест"; с 14.08.2012 г. по 03.06.2013 г, с 17.06.2013 г. по 21.02.2014 г. - в должности электросварщика ручной сварки 5-го разряда в ОАО "Уренгойтрубопроводстрой" были исключены из подсчета стажа Радцевича В.А, как общего, так и специального, в связи с отсутствием занятости в течении полного рабочего дня на соответствующем видах сварки.
Решение пенсионного органа в указанной части также обоснованно признано судом первой инстанции незаконным исходя из того, что в спорные периоды Радцевич В.А. работал полный рабочий день, сведений о работе неполный рабочий день или по совместительству в материалах дела отсутствуют, представителем ответчика, в подтверждение заявленных возражений, такие сведения не представлены.
Как верно указал суд первой инстанции, отсутствие таких сведений не должно являться поводом для отказа в зачете в "льготный" пенсионный стаж определенных периодов работы, поскольку на основании статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" правильность, полнота и своевременность отражения сведений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика (пенсионного органа) и страхователя (работодателя). Учитывая позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 года N 9-П, недопустимо в возложение на работников ответственности (в виде лишения или уменьшении трудовой пенсии) за невыполнение своих обязанностей другими субъектами системы обязательного пенсионного страхования.
На основании указанных выше письменных доказательств суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о наличии правовых оснований для включения в подсчет страхового стажа периодов работы Радцевича В.А. с 01.07.1994 г. по 20.12.1996 г, с 22.12.1996 г. о 10.01.1997 г. - в должности электросварщика в малом предприятии "Спецстроймонтаж"; с 25.06.1999 г. по 19.08.1999 г. - в должности электросварщика в колхозе им. Телишевского; с 30.09.2002 г. по 12.03.2010 г. в должности электросварщика в ООО "Строительномонтажный трест".
Одновременно судом первой инстанции установлены основания для включения в подсчет специального стажа Радцевича В.А, дающего право на установление досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 5 п. 1 ст.30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года периоды работы с 07.04.1983 года по 19.03.1986 года в должности электромонтера контактной сети на Помошнянском участке энергосбережения ордена Трудового Красного Знамени Одесской железной дороги, в том числе, и ввиду того, что до 01.01.1992 года подтверждение постоянной занятости работника в течении полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными Списками, не требовалось.
Судом также установлены правовые основания, для включения в подсчет специального стажа Радцевича В.А, дающего право на установление досрочной страховой пенсии по старости на основании Списка N 2 периоды работы с 01.07.1994 г. по 20.12.1996 г, с 22.12.1996 г. по 10.01.1997 г. в должности электросварщика в малом предприятии "Спецстроймонтаж"; с 30.09.2002 г. по 12.03.2010 г. в должности электросварщика ручной сварки 5 разряда в ООО "Строительно-монтажный трест"; с 14.08.2012 г. по 03.06.2013 г, с 17.06.2013 г. по 21.02.2014 г. в должности электросварщика ручной сварки 5-го разряда в ОАО "Уренгойтрубопроводстрой"; с 30.09.2002г по 07.09.2009г в должности электросварщика в ООО "Строительно-монтажный трест" - для включения в подсчет специального стажа Радцевича В.А, дающего право на установление досрочной страховой пенсии по старости, как работу в РКС.
Разрешая спор в указанной части, суд первой инстанции верно руководствовался положениями Федерального Закона от 17.12.2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", нормами Федерального Закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", положениями Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде иных его определений, исходя из статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, с учетом приведенных выше норм права, установленных обстоятельств дела, а также вопреки доводам апелляционной жалобы, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ограничение прав Радцевич В.А. на социальное обеспечение не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в статей 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, так как отсутствие дополнительной информации не должно нарушать прав истца на включение спорных периодов в льготный
На основании изложенного, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что до 01.01.2012 года на Радцевича В.А. не распространялось обязательное пенсионного страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", так как последний являлся гражданином Украины, который временно пребывал на территории Российской Федерации в связи с заключением трудового срочного договора на срок более шести месяцев, в связи с чем, ссылки учреждения Пенсионного фонда в решении на Федеральный закон N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Одновременно судом первой инстанции не установлены основания для включения в специальный стаж дающий право на назначение пенсии период работы Радцевич В.А. с 20.03.1986 года по 19.12.1988 года в должности слесаря по ремонту автомобилей, так как данная профессий не включена в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Судебная коллегия не дает оценки решению суда первой инстанции в этой части в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что истец решение суда не обжалует, а апелляционная жалоба ответчика не содержат правовых доводов к отмене решения суда в этой части.
Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, которое определяется характером спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
В соответствии со статьёй 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
С учетом представленных письменных доказательств, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что специальный стаж Радцевича В.А, с учетом спорных периодов составит 21 год 5 месяцев 16 дней, страховой стаж 27 лет 1 месяц 29 дней, что является достаточным для назначения досрочной пенсии, ввиду изложенного судом правомерно обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым установить Радцевичу Валерию Александровичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.6 ч.1 ст.32 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения с заявлением, то есть с 14.06.2018 года.
Мотивы частичного удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных в суде первой инстанции возражений ответчика, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,-
определила:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 26 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда в городе Саки и Сакском районе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.А. Харченко
Судьи
И.И. МотинаВ.С. Сокол
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.