Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Мархаевой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора отдела охраны общественного порядка Управления МВД России по г.Улан-Удэ Банеева А.В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 22 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Котовщиковой В.В., ... года рождения,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 22 мая 2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Котовщиковой В.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, инспектор отдела охраны общественного порядка Управления МВД России по г.Улан-Удэ Банеев А.В, составивший протокол об административном правонарушении, обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить постановление, ссылаясь его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание инспектор отдела охраны общественного порядка Управления МВД России по г.Улан-Удэ Банеев А.В. не явился, о рассмотрении дела по жалобе надлежаще извещен.
Защитник Федоров С.В. в интересах Котовщиковой В.В. возражал доводам жалобы, просил постановление судьи районного суда оставить без изменения.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Котовщикова В.В. в суд не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещена.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение защитника, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из протокола N... об административном правонарушении от 22 мая 2019 года, 11 апреля 2019 года в период времени с 13.34 до 13.37 часов Котовщикова В.В, находясь по адресу: "... ", совместно с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, и в период времени с 13.45 до 14.35 часов по ул. "... ", провела несанкционированное публичное мероприятие в форме пикета, используя плакат с текстом "Правительство Медведева - главная угроза России!", без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в нарушение статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ, выразившееся в совокупности актов пикетирования, объединенных одним замыслом и общей организацией; пикеты, проводимые участниками мероприятия, объединены единством целей и проводились одновременно, выдвигая общие требования и призывы.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения.
Данный вывод суда следует признать верным.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вышеприведенные положения во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.1 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Как следует из материалов дела, основанием для составления в отношении Котовщиковой В.В. протокола об административном правонарушении послужил факт обнаружения 11 апреля 2019 года в 17 часов 50 минут должностным лицом УМВД России по г.Улан-Удэ в информационной сети Интернет на сайте " "... "" материалов социальной группы Октябрьского райкома БРО КПРФ в виде 10 графических изображений, при изучении которых должностное лицо усмотрело в действиях Котовщиковой В.В. признаки состава административного правонарушения по части 2 статьи 20 КоАП РФ.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее также - Федеральный закон N 54-ФЗ) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Федеральным законом N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ.
Исходя из пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года N 28, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 указанного Кодекса, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 31 данного постановления Пленума Верховного Суда РФ, организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Таким образом, для привлечения Котовщиковой В.В. к административной ответственности необходимо установить, имело ли место несколько одиночных пикетов, объединенных одной целью и общей организацией; принимала ли Котовщикова В.В. участие в публичном мероприятии данной формы, какие конкретно совершенные Котовщиковой В.В. действия свидетельствуют о проведении, организации публичного мероприятия с учетом того, что силу закона таковым является форма публичного выражения мнения путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты.
Необходимо было установить, имелся ли единый организатор публичного мероприятия в форме одиночных пикетов, объединенных единой целью, или Котовщикова В.В. действовала самостоятельно; было ли единое оповещение возможных участников и проведение предварительной агитации, единое изготовление и распространение средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Из представленных материалов дела установить указанные выше юридически значимые обстоятельства не представляется возможным.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В соответствии с частью 4 данной статьи неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, при отсутствии достоверных доказательств, подтверждающих вину Котовщиковой В.В. в совершении административного правонарушения, она не подлежит привлечению к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 22 мая 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении Котовщиковой Валентины Васильевны по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Судья: П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.