Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Дампиловой Ц.В,
судей Вольной Е.Ю, Чупошева Е.Н,
при секретаре Долонове Ц-Н.Б,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Управлению записи актов гражданского состояния Республики Бурятия, Администрации МО "Заиграевский район" об обязании устранить нарушения в сфере социальной защиты инвалидов
по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации МО "Заиграевский район" Бакшеевой И.В. на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 18 марта 2019 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Заиграевского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать администрацию МО "Заиграевский район", Управление записи актов гражданского состояния Республики Бурятия устранить нарушения в сфере социальной защиты инвалидов - обустроить вход в помещение Заиграевского районного отдела Управления записи актов гражданского состояния Республики Бурятия, расположенное по адресу: "... ", специальным приспособлением, облегчающим доступ инвалидов и маломобильных групп граждан в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012".
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В, пояснения прокурора Хорошевой О.Я, представителя ответчика Управления ЗАГС Республики Бурятия Ханхабаева В.М, доверенность от.., представителя ответчика Администрации МО "Заиграевский район" Бакшеевой И.В, доверенность от.., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, прокурор Заиграевского района Республики Бурятия указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что вход в помещение Заиграевского районного отдела Управления записи актов гражданского состояния Республики Бурятия по адресу: "... ", не оборудован специальным приспособлением, облегчающим доступ инвалидов и маломобильных групп граждан в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012, что нарушает права указанной категории граждан.
Между Управлением ЗАГС Республики Бурятия и Администрацией МО "Заиграевский район" заключен договор от... N... о передаче помещений... по адресу: "... ", находящихся в муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.
Прокурор Вершинина И.М. в суде иск поддержала.
Представитель ответчика Администрации МО "Заиграевский район" Бакшеева И.В. просила в иске отказать, поскольку Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния обязанность по оборудованию входа в здание возложена на Управление ЗАГС Республики Бурятия.
Представитель ответчика Управления ЗАГС Республики Бурятия Ханхабаев В.М. пояснил, что бремя содержания здания должна быть возложена на его собственника. Кроме того, в здании расположен также архив администрации района.
Представитель третьего лица МКУ "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" Администрации МО "Заиграевский район" Галсанова Л.Л. полагала, что администрация муниципального образования является ненадлежащим ответчиком по делу, ссылаясь на положения Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д.90-94).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации МО "Заиграевский район" Бакшеева И.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на п.68 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 28.12.2018 г. N307.
Полагает, что собственник не несет ответственности за недостатки переданного во временное владение и пользование имущества, которые были оговорены при заключении договора или были заранее известны пользователю (л.д.99-102).
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации МО "Заиграевский район" Бакшеева И.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель ответчика Управления ЗАГС Республики Бурятия Ханхабаев В.М. возражал против доводов апелляционной жалобы, поскольку обустройство пандусов в соответствии с п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ является реконструкцией объекта капитального строительства, что не предусмотрено условиями договора от... г. N...
Прокурор Хорошева О.Я. также выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Третье лицо Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям Администрации Заиграевского района, извещенный о рассмотрении дела, просил рассмотреть дело с жалобой в отсутствие его представителя. Судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя 3-го лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 г. N419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
При этом, в соответствии с ч.8 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны в частности принять меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
В ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 г. N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно нормам Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. N605, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения.
Требования к обустройству входа в здание, доступного для маломобильных групп населения, установлены п.п.5.1.1, 5.1.2, 5.1.3 данного Свода правил.
Как следует из материалов дела, на основании договора от... г. N... администрация МО "Заиграевский район" передала в безвозмездное пользование Управления ЗАГС Республики Бурятия помещения... по адресу: "... "
В п.2.3 данного договора установлены обязанности пользователя по содержанию переданного во временное владение и пользование имущества.
В ходе прокурорской проверки выявлено, что здание Заиграевского районного отдела Управления ЗАГС Республики Бурятия по адресу: "... ", не соответствует перечисленным выше требованиям Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Разрешая спор, районный суд обоснованно посчитал, что представленные доказательства в своей совокупности с учетом обстоятельств дела являются достаточными для удовлетворения иска прокурора и возложения обязанности по обустройству входа в здание по адресу: "... " в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 совместно на администрацию МО "Заиграевский район" и Управление записи актов гражданского состояния Республики Бурятия.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции является законным.
Так из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.
Однако установленные предписания не могут умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, в связи с чем действие Свода правил 59.13330.2012 распространяется также на уже существующие объекты, которые должны быть приспособлены для их нужд. Иное повлечет нарушение конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст.ст. 18,19, 27 и 45 Конституции РФ.
Выявленное нарушение в сфере социальной защиты маломобильных групп населения ответчиками не оспаривается, а доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к тому, что администрация МО "Заиграевский район" является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем обязанность по обустройству входа в здание в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 должна быть возложена на Управление ЗАГС Республики Бурятия.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что администрация МО "Заиграевский район" обязана нести бремя содержания принадлежащего ей имущества в силу ст.210 ГК РФ.
Об этом свидетельствует и позиция Конституционного суда РФ в определении от 13.05.2010 г. N689-О-О, согласно которой вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.
При этом условиями договора от... г. N... не предусмотрена обязанность пользователя Управления ЗАГС Республики Бурятия обустроить вход в здание специальным приспособлением, облегчающим доступ инвалидов и маломобильных групп граждан.
В этой связи ссылка апеллянта на нормы Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 28.12.2018 г. N307, также является несостоятельной.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение постановлено законно и обоснованно, оснований для его отмены, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ц.В. Дампилова
Судьи коллегии: Е.Ю. Вольная
Е.Н. Чупошев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.