Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:председательствующего судьи Дампиловой Ц.В.,
судей коллегии Чупошева Е.Н, Семенова Б.С.
при секретаре Мархаевой С.Б,
с участием прокурора Хорошевой О.Я,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления ФСИНРоссии по Республике Бурятия кРусских Сергею Геннадьевичу, Русских ИринеСергеевне, "... " обистребовании имущества из чужого незаконного владения путем выселения из специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя истца Плюсниной Р.Н,
апелляционному представлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ Баторова Б.Н.
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2019 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С, пояснения представителя истца Плюсниной Р.Н, прокурора Хорошевой О.Я, ответчиков Русских С.Г, Русских И.С, ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы исполнения наказанийРоссии по РБ обратилось в суд с названным иском, мотивировавтребования следующим.
Ответчик Русских С.Г. является нанимателем специализированного жилого помещения - квартирыпо адресу: г. Улан-Удэ, "... ", на основании договора найма специализированного жилого помещения N 20 от 26 сентября 2013 года, а ответчики Русских И.С, Русских А.С, "... " являются членами его семьи. В связи с расторжением контракта и увольнением Русских С.Г. со службы в уголовно-исполнительной системе согласно приказу Управления ФСИН по РБ N 623-ЛС от 20 декабря 2018 года договор найма специализированного жилого помещения прекращен, занимаемое жилое помещение подлежит освобождению. На уведомление начальника УФСИН по РБ об освобождении квартиры в срок до 01 февраля 2019 года истцом был получен отказ от выселения в добровольном порядке.
В заседании суда представитель истца Плюснина Р.Н. иск поддержала.
Ответчики Русских С.Г, Русских И.С, действующие в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних детей "... " иск не признали.
Ответчик Русских С.Г. пояснил, что он встал на учет по месту службы в УФСИН по РБ на улучшение жилищных условий, в 2013 году получил специализированное жилое помещение по договору найма, с 2015 года стоит на учете для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указанная выплата ему не была произведена. Он не согласен на выселение в силу того, что другого жилого помещения его семья не имеет.
В своем заключении прокурор Шункова Е.Д. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем истца Плюсниной Р.Н. ставится вопрос об отмене решения суда, удовлетворении исковых требований. В обоснование требований жалобы настаивает на отсутствии у ответчиков права пользования жилым помещением, поскольку п. 19 договора найма специализированного жилого помещения оговорено, что в случае его расторжения или прекращения в связи с истечением срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. При этом, отношения связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных со службы регулируются положениями ФЗ N 283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства от 16 марта 203 года N 217, а не Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года N897 на которое ссылается суд. Ответчики в качестве нуждающихся в жилых помещениях в УИС не состояли, а только на учете для получения единовременной социальной выплаты, соответственно ответчик и члены его семьи не относятся к числу лиц, которым в силу ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебного жилого помещения.
Прокурор Советского района Баторов Б.Н. в своем представлении также просит решение суда отменить, ссылаясь на положения ст. 103 ЖК РФ, п. 15 Правил предоставления жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 года N217, п. 19 договора найма служебного помещения указывает, что поскольку представленное жилье является служебным и было предоставлено ответчикам во временное пользование на период прохождения службы, иск подлежал удовлетворению.
В заседании коллегии представитель истца Плюснина Р.Н. жалобу поддержала, пояснила, что нахождение в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и в очереди на получение единовременной социальной выплаты не является основанием для оставления для проживания после увольнения сотрудника. Согласно положениям ФЗ N 217 выселение из служебного жилья возможно в случае истечения действия контракта или его расторжении. Полагала, что оставление служебной квартиры за Русских С.Г. ставит в несправедливое положение иных лиц, претендующих на жилое помещение. В очереди на обеспечение жилым помещением стоит 13 человек. К тому же это нарушает права лиц, приехавших из районов Республики Бурятия, претендующих на служебную квартиру. Основная цель служебного жилья - улучшение положения работника, то есть лица, состоящего с УФСИН РФ по РБ в служебных отношениях. Единовременная социальная выплата носит иные цели, для её получения необходимо время.
Прокурор Хорошева О.Я. доводы апелляционного представления также поддержала, пояснила, что Русских С.Г. и члены его семьи не относятся к лицам, которые могут быть оставлены в указанном жилом помещении. Указанные социальные меры поддержки регулируются разными нормативно-правовыми актами. Получение данных социальных гарантий носит различный характер. Заключение договора социального найма в 2013 года осуществлялось на основании Постановления Правительства РФ от 16 марта 2013 года N217 и Правил предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда. Специализированное жилое помещение предоставляется для временного проживания с даты заключения служебного контракта, на период его действий в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении служебных обязанностей по месту службы. Одним из оснований для освобождения жилого помещения является расторжение контракта. Единовременная социальная выплата предусмотрена иным нормативно-правовым актом, для её выплаты необходимы иные основания и предоставление иных документов. При расторжении служебного контракта и выселении лиц из служебного жилого помещения лица не утрачивают права на получение единовременной социальной выплаты.
Ответчики Русских С.Г, Русских И.С. законность решения суда поддержали, пояснили, что УФСИН РФ входит в состав Министерства юстиции РФ, соответственно, к спорным правоотношениям применяются положения Постановления Правительства РФ N 897. Выразили несогласие с выселением, поскольку ответчики с детьми прописаны в спорной квартире, иного жилья не имеют. В случае выплаты единовременной социальной выплаты жилье будет освобождено ими в течение 3 месяцев.
Проверив законность вынесенного судом решения по доводам апелляционной жалобы (п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), изучив материалы дела, судебная коллегия не приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.
Отношения, связные с обеспечением жилыми помещениями граждан РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах, в т.ч, уголовно-исполнительной системы РФ, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (ч. 1 ст. 1этого Закона).
Пунктом 4 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы... (и других учреждений и органов) РФ.
Специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы (п. 3 этих Правил).
Согласноп. 15указанных Правил основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения являются:
- истечение срока действия служебного контракта или его расторжение,
- получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или
- получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня ее получения.
По материалам настоящего гражданского дела следует, что Русских С.Г. с членами семьи (супругой Русских И.С, сыном "... ".) на основании Договора найма служебного жилого помещения N 20 от 26 сентября 2013 года был вселен Управлением ФСИН России по РБ (наймодателем) на правах нанимателя в служебное жилое помещение по адресу: город Улан-Удэ, "... ", для временного проживания в связи с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно п. 19 названного Договора найма оговорено, что в случае его расторжения или прекращения в связи с истечением срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.
Приказом начальника Управления ФСИН России по Республике Бурятия от 20 декабря 2018 года N 623-лс был расторгнут контракт и уволен со службы в уголовно-исполнительной системе старший лейтенант внутренней службы Русских С.Г, заместитель дежурного федерального казенного учреждения "Колония-поселение N3 УФСИН по РБ, по п. 4 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) ч. 2 ст. 84 ФЗ с 20 декабря 2018 года; стаж службы в уголовно-исполнительной системе на 20 декабря 2018 года составляет 12 лет 00 месяцев 20 дней; в льготном исчислении 17 лет 11 месяцев 17 дней; выслуга лет: 20 лет 04 месяца 16 дней; общая продолжительность службы в учреждениях и органах УИС для выплаты единовременного пособия составляет: 14 лет 05 месяцев 19 дней.
17 января 2019 года начальником УФСИН по РБ ответчику Русских С.Г. было вручено Уведомление о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения по адресу: РБ, г. Улан-Удэ, ул. "... " в связи с увольнением 20 декабря 2018 года с органов уголовно-исполнительной системы, освобождении указанного жилого помещения в срок до 01 февраля 2019 года.
Русских С.Г. был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 31 августа 2015 годасогласно Протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по РБ и подведомственных ему учреждений, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органе уголовно-исполнительной системы РБ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 5 от 20 ноября 2015 годапод N 40.
Социальная выплата до настоящего времени РусскихС.Г. не получена.
Руководствуясь положениями ст.ст. 92, 103, 104 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.п. 3, 15 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 217 от 16 марта 2013 года, отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд пришел к выводу о том, что до получения сотрудником единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом членов его семьи, проживающих в служебном жилом помещении, предоставленном в установленном порядке, сохраняется право пользования этим служебным жилым помещением в течение трех месяцев с даты получения социальной выплаты.
Вопрекидоводам апелляционной жалобы и апелляционного представления судебная коллегия с выводами районного суда соглашается.
Действительно, как указывается авторами жалобы и представления,поскольку на Русских С.Г, относящегося к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, распространяются вышеуказанные Правила N217, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, то применение районным судом к спорным правоотношениям Типового положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897, является ошибочным.
Вместе с тем, к доводу апелляционных жалобы и представления об отсутствии у ответчиков права пользования жилым помещением судебная коллегия относится критически ввиду следующего.
Как указывалось ранее, Русских С.Г. состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты с 31 августа 2015 года, имеет двух несовершеннолетних детей 2007 и 2016 года рождения, общая продолжительность срока его службы составляла более 10 лет, иного жилья ответчики не имеют, обратное из материалов дела не усматривается.
В силу части 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий обеспечения права на достойный жизненный уровень (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
К общепризнанным принципам международного права, в частности, относится принцип всеобщего уважения прав человека.
Вступление Российской Федерации в Совет Европы и подписание Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод влечет правовые последствия в виде применения судебными и иными правоохранительными органами РФ норм Конвенции в случае коллизии российского права и норм международного права.
Согласно ст. 8Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 годакаждый человек имеет право на уважение его жилища. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров Российской Федерации" международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. При осуществлении правосудия неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ может явиться основанием к отмене или изменению судебного акта.
Европейский Суд по правам человека понятие "жилище", содержащееся в п. 1 ст. 8названной выше Конвенции, толкует как неограниченное физическим присутствием, но зависящее от осуществления достаточных и длящихся связей с конкретным местом. Понятие "жилище" по смыслу ст. 8 Конвенции не ограничивается тем жильем, которое занято на законных основаниях или которое создано на законных основаниях (Постановление Европейского Суда по делу "Прокопович против Российской Федерации", Постановление Европейского Суда от 24 ноября 1986 года по делу "Джиллоупротив Соединенного Королевства").
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указывается о том, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
Европейский Суд по правам человека в своей прецедентной практике также исходит из того, чтобы каждый человек имел место, где он мог бы проживать с достоинством и которое он мог бы назвать домом (постановления от 18 января 2001 года по жалобам Ли (Lee), Берд (Beard), Костер (Coster) и С. (JaneSmith) против Соединенного Королевства).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который распространяется на сотрудников уголовно-исполнительной системы, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
При этом отсутствие положений нормативных актов, запрещающих выселение сотрудника уголовно-исполнительной системы, прекратившего службу не по порочащим основаниям и не по собственному желанию, до получения им единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, не препятствует отказу в иске государственному органу о выселении, поскольку предполагается, что одновременно с увольнением сотрудник УФСИН, занимающий служебное жилое помещение, из которого он подлежит выселению, должен получить от государства социальную выплату и может быть выселен в приобретенное за счет этой выплаты жилое помещение.
Об этом свидетельствует п. 15 вышеуказанных Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.., утвержденных Постановлением Правительства РФ N 217 от 16 марта 2013 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Русских С.Г, имеющий стаж службы более 10 лет и уволенный со службы по основаниям, дающим право на получение социальных льгот и компенсаций, а также члены его семьи, в том числе двое несовершеннолетних детей, не обладающие правом собственности или правом пользования иным жилым помещением, состоящие с 2015 года на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья, не могут быть выселены из спорной служебной квартиры до получения названной социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления об обратном не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, решение суда постановлено законно и обоснованно, предусмотренных ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2019 года по исковому заявлению Управления ФСИНРоссии по Республике Бурятия к Русских Сергею Геннадьевичу, Русских Ирине Сергеевне, "... " Сергеевне обистребовании имущества из чужого незаконного владения путем выселения из специализированного жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Ц.В. Дампилова
Судьи коллегии: Е.Н. Чупошев
Б.С. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.