Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Дампиловой Ц.В,
судей Вольной Е.Ю, Чупошева Е.Н,
при секретаре Долонове Ц-Н.Б,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыдендамбаевой Т.Л. к АО "АльфаСтрахование" о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе представителя ответчика АО "АльфаСтрахование" Лосянковой Е.С. на заочное решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 29 марта 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с АО "АльфСтрахование" в пользу Цыдендамбаевой Т.Л. страховую выплату... руб, убытки в размере... руб, компенсацию морального вреда в размере... руб, штраф в размере... руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с АО "АльфаСтрахование" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере... руб."
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В, пояснения представителя истца Аюшинова А.Г, доверенность от... ( л.д.4), представителя ответчика Алферьевой Ю.В, доверенность от.., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Цыдендамбаева Т.Л. просила взыскать с АО "АльфаСтрахование" страховое возмещение в размере... руб, компенсацию морального вреда в размере... руб, штраф, расходы по оплате услуг эксперта в размере... руб, расходы на представителя в размере... руб, расходы на услуги нотариуса в размере... руб.
В обоснование иска указала, что в результате ДТП от... ее автомобиль марки "... " с государственным регистрационным номером... получил повреждения. Ответчик отказался произвести страховую выплату, между тем стоимость восстановительного ремонта согласно заключению ООО "... " составляет... руб.
В суд первой инстанции истец Цыдендамбаева Т.Л. не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель истца Аюшинов А.Г. настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика АО "Альфастрахование" в суд не явился, извещался надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше заочное решение (л.д.133-136).
В апелляционной жалобе представитель ответчика АО "АльфаСтрахование" Лосянкова Е.С. просила его отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Судом не дана оценка тому, что заявление о страховой выплате истцом было подано в "... ", однако местоположение Бурятского филиала страховой компании: "... "
Кроме того, апеллянт обратила внимание судебной коллегии на то, что претензия истца в адрес страховой компании поступила в период судебного разбирательства по делу (л.д.151-152).
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Алферьева Ю.В. доводы жалобы поддержала, поскольку заявление о страховой выплате страховая компания не получала, претензия была подана без наличия полного комплекта необходимых документов, в связи с чем была оставлена без рассмотрения.
Истец Цыдендамбаева Т.Л. в суд не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца Аюшинов А.Г. полагал, что доводы жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого заочного решения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абз.2 ст.222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.
В соответствии со ст.16.1 Федерального закона от 25.04.2002 г. N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страховой выплаты, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
При наличии разногласий между потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления.
В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.
Как следует из материалов дела, истец Цыдендамбаева Т.Л. направила по адресу Бурятского филиала АО "АльфаСтрахование": "... "
... г. - заявление об осмотре автомобиля в связи с произошедшим ДТП ( л.д.32-34);
... - заявление о направлении представителя компании на осмотр автомобиля ( лд.35-37);
... г. - заявление о выплате страхового возмещении на основании экспертного заключения N... (л.д.30-31);
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от... г. Бурятский филиал АО "АльфаСтрахование" располагался по адресу: "... "
Из выписки ЕГРЮЛ от... г. следует, что с... г. Бурятский филиал АО "АльфаСтрахование" располагается по адресу: "... " ( л.д.118).
С учетом изложенного районным судом было предложено истцу направить претензию страховщику по новому юридическому адресу Бурятского филиала.
... г. истец Цыдендамбаева Т.Л. направила претензию страховщику на указанный адрес в "... " ( л.д.128-129).
Полагая, что установленный досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден, районный суд... вынес заочное решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Между тем судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным ввиду несоблюдения 10-дневного срока, установленного страховщику для рассмотрения досудебной претензии.
Так, заочное решение вынесено... г, то есть в период, когда страховщик имел право досудебного урегулирования спора, удовлетворив выраженное требование об исполнении обязательств по договору ОСАГО, либо предоставив истцу мотивированный отказ в этом.
В п.94 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъяснено, что в случаях установления несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при рассмотрении дела или привлечения страховой организации в качестве ответчика исковые требования как к страховщику, так и к причинителю вреда подлежат оставлению без рассмотрения на основании абз.2 ст.222 ГПК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции должен был рассмотреть иск к страховой компании о выплате страхового возмещения после получения ее ответа на претензию или по истечении установленного десятидневного срока для рассмотрения страховщиком досудебной претензии.
При таких обстоятельствах заочное решение подлежит отмене, а исковое заявление - оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 29 марта 2019 года отменить.
Принять новое решение. Исковое заявление Цыдендамбаевой Т.Л. к АО "АльфаСтрахование" о взыскании денежных средств оставить без рассмотрения.
Председательствующий: Дампилова Ц.В.
Судьи коллегии: Вольная Е.Ю.
Чупошев Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.