Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Нимаевой О.З,
судей коллегии Дампиловой Ц.В, Вагановой Е.С,
при секретаре Долонове Ц-Н.Б..
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисовой Татьяны Ильиничны к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе представителя истца Галсанова В.Ю. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 23 апреля 2019 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд, представитель истца просит признать за Борисовой Т.И. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "... "
В обоснование требования указывает, что указанная квартира была предоставлена супругу Борисовой Т.И, как военнослужащему, в период прохождения военной службы. После смерти супруга истец там проживает по настоящего времени, получив ордер N 41 от 12.05.2004г. на основании решения Жилищной комиссии гарнизона войсковой части "Тальцы" от 21.07.2003г. Выражает несогласие с отказом ответчика в приватизации квартиры ввиду того, что она является служебной и приватизации не подлежит. Свое право на бесплатную приватизацию жилья истец не реализовала, другого жилья не имеет, несет расходы за жилье и оплачивает коммунальные услуги. Полагает, что квартира была выдана не как служебная, поскольку выданный ордер не соответствует форме ордера служебной квартиры. Кроме того, договор найма помещения с истцом не заключался. В Росреестре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данную квартиру. Указывает, что Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012г. N 487-р военный городок N 8 Улан-Удэнский район ст. Тальцы исключен из списка закрытых военных городков и соответственно из списка специализированного жилищного фонда Министерства обороны России.
Истец Борисова Т.И, ее представитель по доверенности Галсанов В.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчиков в суд не явились, извещены надлежаще.
Представитель ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России по доверенности Уханова В.А, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражении просила в иске отказать, указав, что спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и значится на праве оперативного управления у ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России. Ордер N 41 от 12.05.2004г. выдан Борисовой Т.И. с отметкой "служебный". В соответствии с постановлением Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от 02.12.1993г. N 179 данное жилое помещение отнесено к числу служебных.
Представитель ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ по доверенности Каурова О.Б. в возражении указала, что не согласна с исковыми требованиями, поскольку спорное жилое помещение отнесено к служебному фонду Министерства обороны РФ на основании постановления Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от 02.12.1993г. N 179 и было выдано Борисову Т.С. как служебное в период прохождения военной службы.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель истца Галсанов В.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции, исковые требования удовлетворить. Ссылается на доводы, ранее изложенные в суде первой инстанции, настаивая, что спорная квартира была предоставлена истцу не как служебное жилье. Ссылку суда на постановление администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от 02.12.1993г. N 179, в котором указано, что спорная квартира указана как служебная, считает необоснованной, поскольку вселение произошло в 1988г. на основании протокола жилищной комиссии. Доказательств и сведений в ЕГРН о том, что данная квартира является федеральной собственностью не указано.
Истец Борисова Т.И, представители ответчиков в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще.
Представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России по доверенности Голобокова И.А. и представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" по доверенности Каурова О.Б. направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
В суде апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Галсанов В.Ю. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: "... " на основании протокола N 2 заседания жилищной комиссии войсковой части 463292 от 28.04.1988 года выделено Б как вновь прибывшему военнослужащему.
Б умер "... ".
Согласно постановлению главы администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ N 179 от 02.12.1993г. квартира "... " закреплена как служебная квартира в/ч 63292.
На основании протокола N 5 заседания жилищной комиссии войсковой части 463292 от 21.07.2003г. о выделении гражданскому персоналу жилой площади, Борисовой Т.И. выделена трехкомнатная благоустроенная квартира по адресу: "... ", выдан ордер N 41 от 12.05.2004г. с составом семьи 3 человека с пометкой "служебный".
В настоящее время Борисова Т.И. проживает в квартире одна, значится на регистрационном учете.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по состоянию на 21.11.2018г. сведения о вышеуказанной квартире в ЕГРН отсутствуют.
Ссылаясь на то, что она право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилых помещений, расположенных на территории г.Улан-Удэ Республики Бурятия не использовала, Борисова Т.И. обратилась с заявлением в ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о приватизации спорного жилого помещения 21 января 2019 года.
Согласно ответу ФГКУ "Востокрегионжилье" от 24.01.2019г. N 12-14/167 заявление Борисовой Т.И. направлено для рассмотрения в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, при этом указано, что данная квартира отнесена к служебному жилому фонду Министерства обороны РФ, в муниципальный фонд не передавалась.
Из ответа ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ от 06.12.2018г. следует, что учреждение не обладает полномочиями по передаче прав на жилые помещения гражданам в порядке приватизации, кроме того, поскольку спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду Министерства обороны РФ и является служебным, поэтому приватизации не подлежит.
Установив в ходе судебного разбирательства, что спорная квартира находится в собственности Российской Федерации и оперативном управлении ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ, была предоставлена как служебная супругу Борисовой Т.И. - Б суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для передачи квартиры в собственность истицы, в порядке приватизации.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы признает несостоятельными.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Довод жалобы о том, что спорное жилое помещение было включено в число служебного жилищного фонда постановлением Главы администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от 02 декабря 1993 г. N179, а вселение Б. в квартиру произведено в 1988г, то есть до отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, не опровергает выводы суда первой инстанции и не подтверждает, что жилое помещение было предоставлено на условиях договора социального найма, поскольку из материалов дела следует, что спорное жилое помещение было предоставлено Б для временного проживания в период прохождения службы в войсковой части 463292.
То есть принятие Администрацией Октябрьского района г.Улан-Удэ постановления N 179 от 02.12.1993г. об отнесении данной квартиры к служебному не изменило её статус, а лишь официально его подтвердило.
Вопреки доводам жалобы, положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения) было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Согласно статей 28 - 31, 33, 42, 43 этого же Кодекса, основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Кроме того, согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Представленный в деле ордер был выдан Борисовой Т.И. не администрацией муниципального образования, не исполкомом районного Совета народных депутатов, а Улан-Удэнской КЭЧ района, что указывает на то, что ведомственное жилое помещение было выделено как служебное. Кроме того, сам ордер имеет отметку "служебный".
Решение об обеспечении истицы или ее супруга жилым помещением как лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, что могло быть основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, отсутствует.
Одновременно, в материалах дела нет сведений о нахождении названной квартиры в муниципальной собственности и о том, что Министерство обороны Российской Федерации принимало решение о ее передаче в муниципальную собственность.
Поэтому при наличии ордера с отметкой "служебный", выданного истцу и сведений, указывающих на то, что супругу истицы было выделено служебное жилое помещение, необходимо исходить из положений ст.4 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Ссылка в жалобе на распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2012г. N 487-р, которым военный городок N 8 Улан-Удэнского района ст.Тальцы исключен из списка закрытых военных городков и соответственно их специализированного жилищного фонда Министерства обороны России не может служить основанием для отмены постановленного решения в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что истец не имеет право на приватизацию указанной квартиры, соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований усомниться в правильности сделанных судом выводов и считает, что решение суда по доводам жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.